Казахский национальный костюм

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

Аксессуары

Женщины Удмуртии трепетно относились к разнообразным украшениям, дополнявшим их образ. Многие из них – серьги, бусы, браслеты, подвески-обереги, нагрудные украшения из монет – передавались по наследству от бабушки матери, а затем – дочери и так далее.

Основную массу декоративных украшений составляли:

  • русские и иностранные монеты, выполненные из серебра;
  • ожерелья из раковин или бусин;
  • ожерелье из серебра или монет (монисто);
  • украшенные орнаментом металлические браслеты;
  • бисерные цепочки.

Популярными были аксессуары, которые размещались на шее или груди женщины. Наиболее распространенные их виды – качек (плотно охватывающее шею украшение из мелких монет, бусин, белых ракушек), а также лага (обшитая ситцем и украшенная мелкими бусинами синего и белого цвета полоска холста).

Женщины, которые находились в бедственном финансовом положении, носили жестяные и оловянные украшения (имитировали монеты за неимением настоящих).

Женщины любого статуса могли носить в ушах серьги и подвески. Первые привычно создавали из серебряных монет небольшого размера, помещая в центре наиболее крупную и окружая ее по бокам более мелкими. Соединяла обе серьги веревочка, проходившая под подбородком.

Ушные подвески представляли собой монеты из серебра большого размера, каждая из которых крепилась к отдельной нити. На них были нанизаны разнообразные цветные бусины из стекла.

Руки женщин нередко были украшены многочисленными браслетами, сделанными из металлов. Популярностью пользовались как широкие, так и узкие аксессуары. Браслеты были оформлены вставленными в них разноцветными камнями либо узором, повторявшим изображения растений.

Браслеты часто изготавливали из крупных стеклянных бусин и раковин, нанизанных на нить.

Аксессуары, выполняющие декоративную функцию, характеризуются нанесенным на них орнаментом. Наиболее распространенными являлись:

  • геометрические формы (использовались для оберегов);
  • изображения следов лебедей или гусей (знак счастья, плодородия, единства семьи);
  • изображения лошадей (знак успешности и счастья, так как лошадь ассоциировалась с животным, приближенным к высшим небесным силам).

Накосники – аксессуар, который выполнял не только декоративные, но и практичные функции. С его помощью жены скрывали волосы, а молоденькие девушки, наоборот, украшали их. Удмуртский накосник – это узкая холстяная полоса с нашитыми на ней монетами.

Женский наряд

Женский костюм состоял из нескольких частей. Чаще всего это был приталенный камзол с расклешенной юбкой или платье. У казашек из разных регионов практически полностью отсутствовали какие-либо различия в национальном наряде. Также ничем не отличалась одежда для работы, верховой езды, праздничных и обыденных дней.

Единственное отличие заключалось в том, что костюмы для торжественных мероприятий изготавливались из дорогостоящих, качественных материалов. Их отличительной особенностью было декорирование шелковыми лентами, драгоценными камнями, меховыми оторочками.

Для дополнения образа казашки широко использовали различные украшения. В большинстве случаев предпочтение отдавалось:

  • кольцам;
  • браслетам;
  • серьгам;
  • ожерельям;
  • богато расшитым поясам.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек – головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Обувь

Повседневной обувью были лапти, которые очень похожи на русский вариант. Отличительная черта удмуртских лаптей – заостренные концы. Завязки на них были разноцветными. Когда было холодно, приходил черед валенок, а в зимние праздники те, кто побогаче, обували кожаные сапоги.

Существовал и вариант лаптей для праздничных дней: в этом случае их украшали гусиными перьями, черными клеенчатыми полосками.

Как и мужчины, женщины обували лапти из лыка, но носили их с вязаными чулками, украшенными узорами, а также носками. Обувь для праздничных дней – ботинки. Зимой удмуртки носили валенки.

Женские чулки (чуглэс) были не только вязаными: их шили из толстого холста. К таким чулкам крепились завязки, с помощью которых их можно было подвязать под коленями.

В зимнее время под чуглэс надевали обмотки, выполненные из шерсти или меха, а летом носили холстинные.

Свадебный головной убор

Свадебный головной убор казашек назывался саукеле. Он являлся наиболее дорогой и роскошной частью подвенечного наряда. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалась в табун лошадей. Традиционно считалось, что чем богаче и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи.

Следует отметить, что огромная популярность саукеле сохранилась вплоть до середины 19 века.

Убор представлял собой очень высокую шапочку конусоподобной формы, которая была щедро украшена перьями филина, изысканной кружевной вуалью, а также драгоценными камнями – жемчужинами, кораллами, монетами, рубинами, бирюзой, сапфирами и даже бриллиантами.

Саукеле обязательно декорироровался роскошными ювелирными украшениями для висков и подбородка. Задняя часть головного убора имела одну или несколько лент, состоящих из позолоченных нитей и украшенных тесьмой. В большинстве случаев на затылочную часть саукеле наносилось изображение оберега – рыбьей головы, которая являлась символом любви, счастья и благоденствия.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Общая характеристикам

Впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад. Основные особенности традиционного костюма жителей Казахстана:

  • привлекательный приталенный силуэт;
  • зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
  • шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
  • повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
  • для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
  • наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.

Современный казахский костюм. Казахские национальные платья в современном стиле

Не секрет, что сейчас казахстанцы, по сравнению с европейцами, выглядят более стильно. Это происходит благодаря сознательному выбору в пользу строгости и классики в одежде, ведь мода на такую одежду никогда не пропадает. Казахстанская молодежь владеет чувством стиля и следит за тенденциями модной индустрии. Национальный колорит и современный стиль легко сочетаются в любой одежде, будь то футболка и штаны, праздничный костюм или вечернее платье.

Современный казахский национальный костюм

Во все времена казахский национальный костюм отображал особенности жизни народа и его традиции. Именно с помощью одежды можно определить принадлежность к тому или иному народу, а в современном мире это еще и дополнение к созданию совершенного этнообраза.

Казахстанский национальный костюм невозможно перепутать с другими этническими костюмами:

  • Мужской и женский вариант костюма шили с запàхом на левый край, прямого кроя.
  • Женский наряд обильно украшали бахромой и вышивкой гладью.
  • На голову надевали большие шапки, которые декорировали перьями, мехом, вышивкой, драгоценными камнями.
  • Повседневную одежду, в отличие от праздничной, украшали скромнее и шили из более практичных тканей.
  • Женский казахский костюм отличался от мужского наличием юбки с распахом на две стороны. Мужской вариант включал объемные шаровары.
  • Предпочтение отдавали всем оттенкам красного, синего, зеленого и золотого.

Современные платья с казахским орнаментом

Известно более 230 видов казахского орнамента. Именно с помощью рисунка предки современных казахов передавали информацию о животном или растительном мире, о своем видении природы. Существуют орнаменты, предназначенные только для повседневной одежды, ковров или посуды. Конечно, современный национальный костюм отличается от изначального вида платья. Оригинальный вариант был не таким ярким и имел меньшее количество украшений. Только зажиточные люди могли позволить себе разнообразные ткани и украшения из драгоценных металлов или камней. Существует предположение, что длинные рукава чапана демонстрировали богатство семьи девушки и указывали на ее свободный статус.Казахские национальные узоры становятся все более популярными. Для того чтобы быть в тренде, не обязательно надевать национальный костюм. Тем более что дизайнеры делают все  необходимое с целью удовлетворить запросы отечественных модниц.

Казахские свадебные платья в современном стиле

Для пошива национального казахского свадебного платья использовали дорогие ткани, такие как органза, шелк, атлас или тафта. Платье оформляли золотыми лентами, вышивкой из бисера и национальным орнаментом. Традиционно свадебное платье шили из ткани синего или красного цвета, допускалось использование белого, бежевого или розового.

Обязательный атрибут свадебного наряда  —  саукеле  —  один из древних головных уборов. На его создание уходил не один месяц. Украшали саукеле драгоценными камнями, бисером, кораллами, использовали золотые вставки и жемчуг. Как и все украшения девичьей жизни, саукеле носили только в течение первого года после замужества. Поверх платья невеста надевала красивый камзол. Нынешние невесты все чаще выбирают для свадебного обряда казахские национальные платья в современном стиле. Таким платьем можно не только подчеркнуть свою индивидуальность, но и выразить дань уважения предкам.

Вечерние платья с казахским орнаментом

Этнические мотивы находятся на пике популярности и широко используются на свадьбах, днях рождения или вечеринках. Наденьте платье с национальным казахским орнаментом  —  и вы будете в центре внимания. Разве можно не заметить такую красоту?!

Казахские платья в современном стиле

Казахские национальные современные платья  —  это симбиоз старины и современной моды. За популярность этнической одежды можно сказать спасибо движению хиппи. Благодаря им мы имеем четкое представление о том, какой должна быть этническая одежда. Даже те, кто равнодушен к стилю хиппи, стали обогащать внешний облик национальными атрибутами: расписными платками, украшениями или цветастыми юбками. Некоторые известные в мире дизайнеры для создания своих коллекций не раз искали вдохновение в культурных традициях Казахстана.

Если вы тоже любите вещи с национальной тематикой  —  выбирайте современные футболки, плащи или платья с национальными мотивами и украшениями, как это делают казахстанские звезды.

Презентация на тему: » Якутские костюмы Выполнила: Шайдо Яна 6 «б» Руководитель: Негодина И.К.» — Транскрипт:

1

Якутские костюмы Выполнила: Шайдо Яна 6 «б» Руководитель: Негодина И.К.

2

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, а также кожи.

3

Саха та ҥ аһа — это национальный кост юм якутов. В нём сочетаются культурные традиции разных народов, он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

4

ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ Очень интересен традиционный костюм невесты. Один из самых главных предметов свадебного наряда — шуба (саныйах). Шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

5

Основные элементы классического якутского свадебного гардероба женщины: Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо. Нательная рубаха из грубого ровдуга. Кожаные панталоны. Ноговицы — специальные гетры, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части. Меховая доха теплая пушистая шуба. Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем. Большое количество украшений. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.

6

УКРАШЕНИЯ Неотъемлемой частью женской одежды являлись украшения. Таким способом подчеркивалось уважение к женщине- матери, так как якуты понимали, что численность народности, деторождение невозможно без женщины. Кроме того, украшения служили своеобразным оберегом.

7

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОДЕЯНИЯ ЖЕНЩИН В ЯКУТИИ: повседневные — практичные и прочные ситец и сатин

8

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии: Праздничные, дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас

9

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии : верхняя одежда мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.

10

КОСТЮМ ДЕВОЧКИ Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.

11

Мужские костюмы Одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

12

Костюмы мальчиков Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.

13

Сегодня якуты надевают национальную одежду практически только по праздникам. Но украшения бисером и мехами продолжают использовать. В современном мире для изготовления национальной одежды используется дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.

14

Спасибо за внимание!)

Южный костюмный комплекс

У удмуртских женщин, проживавших на юге, традиционный ансамбль убранства был более богат. В его составе:

  • рубаха. Ее изготавливали из пестряди. Отличительная черта – широкие рукава с клиньями. По линиям грудного разреза были пришиты кусочки ситца, имитирующие нагрудник;
  • съемный нагрудник, украшенный нашивкой. Его надевали под рубаху, непосредственно на грудь;
  • распашной кафтан. Распространенная разновидность такого предмета одежды – зыбын. Он напоминал русский зипун. Шили такой кафтан из шерстяной домотканины красного цвета либо синего материала в полосы черного цвета;
  • распашной кафтан для празднеств. Он был плисовым, а его подол и полы украшали тесьмой;
  • высокие фартуки.

В комплексе национального костюма у удмуртов также занимали центральное место разнообразные украшения и аксессуары.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная обувь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: