Удмуртский национальный костюм: особенности традиционной и современной одежды

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР

  • Слайд 2

    Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.

    Он не подвержен влиянию мимолетной моды.

    Его мода — традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.

    Л.А.Молчанова

  • Слайд 3

    Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы

    По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма

  • Слайд 4

    холста сукна овчины

    В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма

    северный южный

  • Слайд 5

    Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.

    Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.

    Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.

    Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.

    Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

  • Слайд 6

    Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью — лапти, сапоги, валенки.

    Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.

    Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

  • Слайд 7

    Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож

  • Слайд 8

    Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен

  • Слайд 9

    Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой

  • Слайд 10

    Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв

    Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами

  • Слайд 11

    Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца

  • Слайд 12

    Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи

  • Слайд 13

    Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.

    К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.

  • Слайд 17

    В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос

  • Слайд 21

  • Слайд 22

    Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско — бодьинский).19 –

    середина 20 в.

  • Слайд 23

  • Слайд 24

  • Слайд 25

  • Слайд 26

    «Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся

    неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова

Посмотреть все слайды

Эстетика и смысл

Традиционный костюм вепсов.

Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов

Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.

Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.

Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.

Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.

Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.

Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.

Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье). В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти

Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Украшения платья

Неотъемлемым элементом русского народного костюма был пояс. Аксессуар использовали для всего – сарафанов, рубах, верхней одежды. С поясом вещи плотнее прилегали к телу и лучше согревали. Также пояс выполнял эстетическую функцию. Нередко к нему привязывались предметы быта: сумочки, гребни, ключи. Поясными украшениями были пряжки, красиво обработанные, с блесками, лентами, пуговицами, стеклярусом.

Из шейных украшений русские женщины носили бусы и ожерелья. Последние представляли собой медальоны или подвески в виде полумесяца – лунницы. Также такое наименование давали украшению типа съемного воротника у рубах, шуб, кафтанов. Дорогие ожерелья-воротники надевали русские бояре и боярыни.

Девушка в национальном костюме, сделанном своими руками, могла удачно выйти замуж, так как оценивали красавиц по вышитой запоне (фартуку) или украшенному сарафану. От мастерства зависела будущая жизнь. Древнерусские костюмы украшали бусами, подвесками из камней и металла, ожерельями. Вместо застежек использовали фибулы – булавки. Украшали манжеты, грудь и шею. В XI веке на руки надевали зарукавья – браслеты из бисера и причудливо переплетенных нитей. Их также называли накладными обшлагами.

Аксессуары и украшения

Украшения в основном используются якутскими женщинами. Традиционной моде, передающейся из поколения в поколение, присущи вышивки из бисера. До сих пор используются подвески, издающие легкий звон. В качестве головного убора применяются металлические обручи с ниспадающими элементами.

Классические аксессуары:

  • накосник (сухуох) для волос – закрепляется ремешками, изготовленными из сыромятной кожи;
  • подвеска на грудь в виде черненного или позолоченного креста;
  • талисманы и обереги.

Орнаменты исторически используются в целях отражения социальных и возрастных отличий. В украшения закладывается ритуальное значение. У народностей Якутии считается, что звон металла может защищать владельца от любых напастей.

Цветовое оформление и узоры одежды

Цветовая палитра и узоры, нанесенные на национальные женские якутские платья, несут смысловую нагрузку, связанную с исторически сложившимся мировоззрением. Традиционная одежда дает возможность полной интеграции в окружающую среду. Это обуславливается тем, что на цвет основных материалов влияют климатические и природные факторы. Они закрепляются посредством традиционных устоев.

Старинные одеяния изготавливались строго из ткани голубого цвета. В рамках тюркской мифологии любые синие оттенки приобретают сакральное значение. Бисер в вышивках и подвесных украшениях мог быть только трех цветов:

  • черный;
  • белый;
  • голубой.

Иногда может встречаться эксклюзивная декоративная отделка из желтого шелка. Цветовая композиция в гардеробе народов Якутии базируется на сочетании темных и светлых оттенков. Принцип особенно характерен не только для одежды, но и для прочих шерстяных изделий (ковры таар, хубсар).

Принципы использования цвета:

  • Белый. Представляет собой символ солнца и дня. Эквивалентен молоку, роль которого отведена традиционному жизнеутверждающему началу. Белый цвет использовался для подчеркивания святости, зарождения новой жизни и природных сил.
  • Синий. Его оттенки в якутской и чукотской культуре указывают на вечность и постоянную верность сложившимся традициям. В мифологии голубое небо приобретает смысл прародителя всех живых существ. Подобные одеяния используются для национальных праздников.
  • Черный. Характеризует зло, смерть, но также и жизнеутверждающее начало. До сих пор в ряде ситуаций из темной ткани изготавливаются ритуальные наряды.

Современные модели

Сегодня удмуртская национальная одежда, как это видно по фото, имеет мало сходства с традиционной. Мастера стали использовать фабричные ткани, из которых изготавливается практически вся одежда представителей этой народности. Особой популярностью пользуются трикотажные изделия. Молодежь предпочитает удобные и практичные вещи, изготовленные из штапеля и льна. Современные удмуртские платья – упрощенный вариант национального костюма. Настоящий, традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам, зато его имеет в своем «арсенале» каждый житель сельской и городской местности. В повседневной жизни мужчины и женщины предпочитают носить обычную одежду, которую носят во всем мире. Мужчины с удовольствием сменили шортдэрем на полушубки, пальто и пиджаки. Девушки и женщины вместо рубах носят практичные и нарядные платья, подчеркивающие их внешность. Но традиции не забывают: использование удмуртского национального орнамента в современной одежде ясно это демонстрирует. Трехцветные этнические узоры присутствуют на рубашках, платьях, поясах.

Похожие публикации

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Традиции украшении одежды и тканей

У удмуртов было развито ткачество, их полотна высоко ценились на рынке. В народе относились к производству одежды, как к искусству. Женщины с подросткового возраста учились ткать и вышивать удмуртские народные орнаменты.

Для различных праздников у каждого удмурта должен был иметься специальный наряд с определенными узорами. Только сорочек у одной женщины могло быть более 20.


Полотенца, покрывала, мужская и женская одежда, изготавливаемые из собственных тканей, богато украшались вышивками. Яркие насыщенные цвета удмуртских орнаментов в домашнем интерьере, на полотенцах, скатертях делают жизнь более праздничной.

В народе всегда относились бережно к сохранению традиций. Особенный смысл придавался узорам, используемым для украшения одежды.

Каждый род составлял уникальные композиции, наполненные особым смыслом, связанным с образом жизни и характером занятий. Кроме того, они имели гербы, геральдические знаки, из рисунка которых что-то добавить или убрать мог только старший по роду.

Сейчас уже не в каждый семье помнят, какое послание оставили им предки, но свято чтят и берегут традиции.

Что расскажут символы

Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивались звезды, ступенчатые линии, квадраты.

В основном использовалось двухцветное сочетание красного с белым, черным, синим, черного с серебром. Накидку со свадебного наряда, на которой обязательно должна была быть вышита луна, женщина носила до появления первого ребенка, а каждый рожденный сын отмечался на нарядном переднике появлением нового ромба. Они означали также засеянные поля, пожелания порядка. Луна изображалась в виде восьмиконечной звезды с лучами в виде ромбов.

Головные уборы

Важное значение в народном костюме имеет головной убор. Его носили представители обоих полов

Как и прочие предметы одежды, они различались в зависимости от территориальной принадлежности людей, а также их социального положения.

Головные уборы удмурток были богато украшены. Одна из особенностей – использование нашивок из цветных лоскутов на платках, головных покрывалах, налобниках. В качестве таких декоративных элементов использовали сукно, бархат, бахрому, позумент.

Вышитые украшения на платках и шапках традиционны для удмуртов – это различные квадраты и треугольники.

Женские головные уборы

Девушки носили разные головные уборы, что обусловлено положением в обществе и возрастом. Они были достаточно разнообразными. Женщины-удмуртки имели следующие виды:

  • высокая женская шапка из бересты, напоминающая кокошник (айшон);
  • налобная повязка;
  • платок-покрывало – сюлык. Этот головной убор ранее надевали девушки, которые вышли замуж. Поэтому сюлык еще называют свадебным покрывалом;
  • женская шапочка – такья.

Мужские головные уборы

У мужчин-удмуртов головные уборы не отличались разнообразием. Национальным считается колпак, сделанный из домашнего сукна.

С XIX века в мужской гардероб вошли новые головные уборы – шляпы, изготовленные методом валяния, имеющие полы. В зимнее время удмурты носили овчинные шляпы округлой формы.

Головные уборы северных удмурток

Удмуртки покрывали голову разными уборами, что зависело от их возраста и во многом – от социального статуса.

Наиболее распространенным девичьим головным убором считается шапочка (такья) из холста, обшитая монетами и кумачом. Десятилетние девочки носили круглую такью, от 13 лет и старше – продолговатую.

Также незамужние девушки носили холщовые или кумачовые головные повязки и платки, о которых упоминалось ранее. Замужние женщины надевали платки и налобные повязки, а также головные полотенца. Их концы были украшены красными полосками из ткани либо вышивкой.

Головные уборы южных удмурток

У женщин южной части были свои особенности в плане ношения головных уборов.

Молодые девушки ежедневно надевали налобные повязки и платки. Первые были узорными: они представляли собой полосы нашитого на холст или кумач позумента с густой бахромой, деревянными подвесками или блестками.

У замужних женщин такая повязка была декорирована по нижнему краю монетами и бусами. Они могли носить их в сочетании с убором, напоминающим чалму (головным полотенцем). Она была украшена кружевами, лентами, вышивкой.

После 55 лет чалму заменяли холщовой шапочкой с закругленными концами, оформленными кружевами.

Айшон, являющийся практически аналогом русского кокошника, представляет особый интерес: высота этого головного убора юных удмуртских женщин составляла от 7 до 35 см. Айшон имел берестяную основу, которую обшивали кумачом либо холстом. Передняя часть была декорирована бисером, монетами, бусами.

Северный костюмный комплекс

Ансамбль одежды у северных удмурток включал в себя:

  • распашной кафтан. Он был скроен таким же образом, как и рубаха, имел отложной четырехугольный воротник и короткие рукава. Воротник, подол и полы кафтана украшали вышивкой, иногда на эти части пришивали монеты либо бусы. В зависимости от способа отделки распашной кафтан имел разные названия: если для этого использовалось небольшое количество кумача, то это был «пичи кумач понэм», если присутствовала красная отделка, то «гордэн шырем». Носили его зимой, накидывая на рубаху;
  • рубаха. Внешне она схожа с современной туникой. Ее выполняли из домотканого материала белого цвета. Рукава были красно-белыми, с узорами. Шейный вырез – овальной формы;
  • передники без грудки, отделанные вышивкой, тесьмой, кружевами;
  • платок четырехугольной формы из домотканого материала. Его также носили зимой;
  • шубы. В зимнее время женщины носили будничный и праздничный варианты. Первые были изготовлены из дубленой овчины и имели желтый цвет. Вторые были черными.

У мужчин-северных удмуртов комплект одежды не имел принципиальных отличий от традиционного комплекса собратьев с южных территорий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная обувь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: