Марийский национальный костюм: особенности и виды

Свадебный женский костюм

Свадебный женский наряд – это неповторимый эталон роскоши и изящности. Для изготовления платья невесты использовались только самые лучшие и дорогие ткани, декоративные элементы, ювелирные украшения. Основные особенности свадебного костюма невесты:

  • представлял собой приталенное платье с роскошной, пышной юбкой;м
  • для пошива использовалась органза, шелк или атлас;
  • поверх платья надевался камзол, расшитый золотыми нитями;
  • голову невесты украшал саукеле – убор конусоподобной формы;
  • цвет мог быть алым, белоснежным, розовым, молочным или синим.

Свадебное платье алого оттенка символизировало собой роскошь молодости и радость жизни. Синий цвет наряда выбирали девушки, стремящиеся подчеркнуть свою чистоту, невинность и нежность. Саукеле богато украшался перьями, меховыми оторочками, драгоценностями, фатой или платком из органзы, парчи. Многие современные модницы задаются вопросом относительно того, как сшить саукеле самостоятельно в домашних условиях. Но столь сложную и кропотливую работу лучше всего доверить рукам профессиональных мастериц, так как свадебный головной убор является настоящим произведением искусства.

Во многих состоятельных семьях именно роскошный саукеле являлся наиболее дорогой частью приданого невесты.

Современные модели

До сих пор марийский национальный костюм не утрачивает своей популярности. Становясь частью свадебного или торжественного образа, он привносит самобытные ноты этой богатой культуры.

  1. Белая туника с красным жилетом, дополненная золотой вышивкой, и украшением в виде монет отличается современными формами при национальной цветовой палитре.
  2. Свадебный наряд с укороченной рубахой и туникообразным кафтаном с вышивкой и атласными лентами – яркий образ для невесты, помнящей свои корни и обычаи.
  3. Костюм, состоящий из атласного платья с воланами и передника с грудкой, станет подходящим вариантом для народного торжества. Растительный орнамент украшает праздничный передник.

Марийский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Ход НОД

Орг. момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Актуализация знаний.

Воспитатель: Ой, ребята, у нас сегодня гость, к нам пришла Айвика, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Айвика!

Айвика: Здравствуйте, ребятки! Проходите, присаживайтесь на лавочку по удобнее. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы слушайте внимательно.

Говорит дорожка —

Два вышитых конца:

— Помылся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

Дети: Полотенце.

Айвика: Какие, вы молодцы! Правильно отгадали. (достает из сундука вышитое полотенце с марийскими узорами). Посмотрите, ребятки у меня полотенце не простое, а красивое, вышитое, марийскими узорами. Не только полотенце красивое, но и я сегодня нарядная. Я вам нравлюсь?

Дети: Да.

Айвика: Нарядное платье-это мой марийский национальный костюм.

Работа по теме занятия.

(Рассматривание детьми полотенца)

Айвика: Из каких геометрических фигур состоит марийский орнамент?

Айвика: Какие еще элементы присутствуют в марийском орнаменте?

Дети: звезда, елочка, рога- коровы, рога- лося, пила, солнце и др.

(Выставляются карточки названные элементы)

Айвика: Молодцы, ребята! А хотите со мной поиграть?

Дети: Да.

Айвика: Поиграем в игру «Собери узоры».

Ребята, подойдите к столу. На столах лежат элементы марийского орнамента, вам нужно собрать марийский узор.

Айвика: Вот и мы с вами поиграли.

Айвика: А какой же цвет преобладает на полотенце?

Дети: красный.

Айвика: Правильный, самый главный цвет на марийском орнаменте- красный, но добавить можно синий, зеленый- это по вашему желанию.

Айвика: Сейчас ребята, садитесь за столы, я вам покажу последовательность рисования полотенца.

Айвика: У меня на мольберте белая полоска белого цвета. Беру кисть смачиваю в воде, лишнюю воду убираю, на кисть набираю, как вы думаете какую краску?

Дети: красную

Айвика: Совершенно, верно! Лист у меня лежит вертикально, с левой стороны начинаю рисовать красной краской пилу, т. е. зигзаг снизу, вверх. На кисть набираю красную краску, вверху немного оставляя место от пилы рисую рога коровы, чуть ниже рисую звездочку, а после рога коровы, точно также с правой стороны. После того как нарисовали по середине рисую солнышко. Все закончила, из кисти смываю краску, лишнюю воду убираю, кисть подсушиваю салфеткой, затем ложу на подставку.

Айвика: Ребята, вы наверно устали, давайте отдохнем. (Дети встают около стульчиков спинка прямая и выполняют движения по тексту)

Физкультминутка:

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, ушки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку…

Раз, два, три, четыре, пять-

Хочет хомка сильным стать.

Айвика: Ребята, отдохнули, я хочу вам сказать у меня в сундуке было только одно полотенце я хочу, чтобы их было много, а как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Мы думаем, что нужно разукрасить полотенца и подарить вам.

Айвика: Спасибо, ребята! А теперь можно приступить к работе.

Работа по теме занятия.

Самостоятельная работа детей

Дети: рисуют.

(Дети выполняют работу под марийскую музыку)

Подведение итогов.

Айвика: Наше занятие подошло к концу. Чему же вы сегодня научились?

Дети: Рисовать полотенце марийским орнаментом.

Воспитатель: А что помогло вам получить такие полотенца?

Дети: Старание, аккуратность, внимание и, конечно же любовь к культуре. Айвика: Если вы будете обладать такими качествами, то думаю, что сможете нарисовать национальные марийские костюмы такие, как рубашки, платья

Айвика: Если вы будете обладать такими качествами, то думаю, что сможете нарисовать национальные марийские костюмы такие, как рубашки, платья.

Оформление выставки.

Айика: Ребята, рисунки оставим на столе, пускай они подсохнут, а потом я их соберу. А за работу я вам хочу подарить красивые вышитые платочки.

Спасибо вам ребята! Приходите в гости!

(в конце занятия рисунки Айвика убирает)

Практичная рубаха

Рубаха татарских женщин была нательной одеждой и платьем. В более раннем комплексе нижняя рубаха не носилась, что характерно было для многих народов, однако, впоследствии, особенно в городах, все-таки уже надевали. М. Невзоров в «Путешествие в Казань в 1800 году», о.

Всего, у татар было два типа рубах. Первый, наиболее древний – туникообразный, с грудным разрезом посередине, ластовицами, широкими и длинными рукавами. Второй, уже характерный для второй половины XIX века, когда повсеместно шло формирование общенационального татарского стиля – со скошенными плечиками и закругленными проймами для рукавов. Нельзя не отметить, что именно в это время уже по канонам общеевропейской моды у платьев татарок появляются турнюры для придания пышности фигуре.

Рубахи могли быть цельные, отрезные, украшенные воланами, по нижнему и верхнему краю, а также бесчисленными рядами оборок, тесьмы, кружев, позумента и разнообразных кистей. У зажиточных татарок рубахи шились из дорогих «китайчатых» парчовых, шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей. Более простые шили из домоткани, но при первой возможности старались купить не домашнего производства материал.

Головной убор куклы

Информация от Makosh (см. комментарии под статьёй).

У девочек на фото (см. фото справа) уголочек торчит надо лбом, как у пионерской пилотки, хоть и приплюснутый, а у грядущей куклы всё плоско.

Этнограф из Самарского краеведческого музея написала, что наверно они имели ввиду шимакш — женский головной убор, но я видела только вариант закрепления платком. У самарских марийцев такого не встречала.

Про шимакш сама я знаю вот что: шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который, в свою очередь, надевали на скрученный пучок волос. Луговые марийки носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой (пылышмовичем).

Вот тут много картинок про этот головной убор: www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number19&ELEMENT=gerzenka19_3_3

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шелка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Теплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Современный марийский национальный костюм

Несмотря на стремительный прогресс модной индустрии и развитие новых трендов, традиционный марийский костюм не теряет своей актуальности. Конечно же, изготовленный и расшитый вручную национальный наряд на сегодняшний день является музейной редкостью и чаще всего применяется для украшения кукол на выставках, различных народных праздников и торжественных мероприятий.

Фабричный марийский костюм сегодня производится многими торговыми марками. Он может быть полностью выполнен в народном стиле, либо же иметь несколько традиционных элементов. Например, огромной популярностью пользуются современные платья или рубашки, украшенные классической чувашской вышивкой и национальными орнаментами.

Новое время, прежние маркеры

После почти столетнего забвения на авангард выходят познания о материальной и духовной культуре. Если еще лет десять назад многие с удивлением смотрели на меня, когда я, проводя экскурсию в Национальном музее, употребляла невиданные слова, как хаситә, изү, бөти, кәттәҗи и прочие, то сейчас, благодаря тому, что не только проводятся выставки, читаются лекции, снимаются ролики на YouTube, да еще и появились люди, просто любящие татарский костюм, и на основе него создающие целые модные коллекции. После нескольких лет работы фестиваля татарской культуры «Печән базар», все поголовно стали носить мөгез калфак, подобие кәттәҗи, и снова в моду вошел нагрудник изү, а в прошлом и начале этого года вдруг выстрелили перевязь хаситә и яка чылбыры. И уже на гала-концерте регионального тура «Татар кызы 2021» прекрасные молодые девочки блистали в этих украшениях.

Безусловно, все красиво, все это отражает нашу культуру, и, о чудо, давно забытое становится для нас снова родным. Однако у многих не складывается образ в голове. Да, есть познания, идущие с нами из детского сада, воспевающиеся в театре о татарском женском костюме. Если село, то – рубаха, непонятные штаны, предстающие шароварами, передник, камзол в народе часто именуемый жилетом, платок, завязанный по-татарски (на два соседних угла на затылке), возможно, лапти, а может и любимые наши сапоги. Городской костюм предстает перед нами разнообразными шелками, та же рубаха с камзолом, калфак, возможно с шалью и сапоги. Вроде все верно, у каждого народного костюмного комплекса есть определенные маркеры, по которым он читается, как своими, так и другими. Значит, еще не начав писать, уже можно и не продолжать, основа перед нами, а дальше уже пусть специалисты разбираются.

На дворе двадцать первый год XXI века, мы все пережили карантин, научились ходить в масках, а также более ответственно относиться к полученному знанию. Нам уже не хватает общей программы, появляются новые платформы, где мы можем получить больший объем. Все это относится и к татарскому костюму. Конечно, у него есть узнаваемые и тиражируемые элементы, но на этом не заканчивается богатая история ношения и бытования традиционного комплекса.

Интересно отметить, что еще Каюм Насыри задавался вопросом: «Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды?» И, действительно, средневековье в целом мы достоверно не знаем. Есть замечательные реконструкции, отдельные изобразительные источники, но вот сохранившегося материального наследия, к сожалению, нет. Сегодня мы с вами можем отмотать историю по костюмному комплексу до XVIII века, по некоторым образцам и аналогиям до XVI века, но наиболее изученный и знакомый исследователям – XIX век.

К тому же необходимо вспомнить и слова Н.И. Воробьева: «Одежда казанских татар так же, как и другие элементы их культуры, представляется достаточно сложной по своему происхождению и развитию. При обзоре ее мы имеем, с одной стороны, набор, так сказать, «национальных», точнее уже прочно укоренившихся в быту одежд, а с другой, ряд заимствований, из быта других народностей».

Следовательно, далее мы с вами будем знакомиться с такими нюансами одежды, как половозрастные различия, т.е. не все то, что надела бы молоденькая девушка, смогла бы носить замужняя дама. К тому же, узнаем, что татары, как писали выше исследователи, жили не в вакууме, а взаимодействовали с соседями, впоследствии перенимая понравившиеся элементы декора и одежды.

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Разновидности

В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:

  • будничные наряды;
  • свадебные;
  • обрядовые;
  • праздничные.

Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава.

Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.

Женские

Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:

  • удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
  • женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
  • как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.

Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы.

В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник.

К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.

Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками.

Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.

Мужские

Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:

  • рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
  • кафтан;
  • холщовые штаны;
  • лапти или другая обувь;
  • головной убор.

Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза.

В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов.

В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, черным, синим, зеленым, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лен. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоемкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из нее теплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов. Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью. Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Аксессуары и обувь

Марийцы с вниманием относились к выбору головных уборов. В мужском гардеробе в качестве летнего убора классическими были валяные шляпы

Повседневный образ был дополнен черной шляпой, торжественный – белой. Позднее эти модели вытеснила фуражка. Зимой мужчины облачались в теплые шапки, изготовленные из овечьей шерсти и шапки-ушанки.

Если мужские головные уборы были вполне традиционными для современного человека, то женские отличались разнообразием фасонов, порой удивляющих и непременно запоминающихся. Замужние женщины носили каркасные головные уборы, к краям которых закреплялся платок. Нередкостью были и обычные платки, надеваемые для повседневности. Зимой дамы надевали высокие шапки с опушкой из лисы или бобра.

Говоря об обуви, традиционными моделями для мужчин и женщин считались лапти, кожаные сапоги и валенки. Первые были вариантом для повседневного образа. Кожаные сапоги из мягкой кожи носили совместно с лаптями или отдельно, но только для торжественных случаев, интересным решением было присборивание кожи на сапоге снизу. Валенки же для женщин и мужчин были теплой обувью для зимних холодов. Обеспеченные марийцы приобретали их фабричные варианты, дополненные искусной вышивкой.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет. Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

В современном стиле

В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.

У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток.

Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.

Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.

Основные части народного костюма

Национальный костюм марийцев – это воплощение старинной истории и традиций мордовского народа, олицетворение его культуры и образа жизни. Традиционная одежда чувашского мужчины состояла из нескольких элементов:

  • рубаха;
  • штаны;
  • пояс, щедро украшенный вышивкой или тесьмой;
  • обувь;
  • головной убор.

Издавна удмурты носили в качестве повседневной обуви плетеные лыковые лапти, изготовленные из семи лык. В праздники отдавали предпочтение кожаной обуви, изготовленной из коровьей или овечьей кожи. Но такие дорогие обувные изделия могли себе позволить только представители богатого сословия.

Также огромной популярностью среди более бедных марийцев пользовались шерстяные или холщовые онучи, которые носили представители обоих полов. Зимой онучи делались из плотного, теплого сукна.

Марийский костюм: такого мы скоро не увидим

Сейчас в России — около полумиллиона марийцев, и у них даже есть своя республика, Марий Эл. Такой бонус выпадает далеко не каждому народу страны. Но где-то 24 000 представителей живут далеко от этого края. Это марийцы Урала. Они оказались там еще в XVI веке, когда пытались спастись от принудительного крещения. Этим людям каким-то чудом удалось сохранить большую часть своей культуры и религии.

Фёдор Телков и Наталья Конрадова в проекте «Урал мари. Смерти нет» исследуют обычаи уральских марийцев. Мы публикуем их снимки и текст про традиционные костюмы, на который повлияли несколько веков жизни на Урале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная обувь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: