Дополняем костюм аксессуарами
При упоминании слова «Кокошник» буквально сразу в голове вырисовывается образ красивой русской девушки. Вы можете сделать этот колоритный головной убор самостоятельно за короткое время.
Материалы, которые понадобятся, чтобы сделать кокошник своими руками:
- Плотный картон. Для большей плотности можно склеить два картонных листа клеем ПВА. Картон берите любого цвета, ведь ткань спрячет его (если вы планируете кокошник из светлых и тонких тканей, учитывайте, что они могут просвечивать).
- Шаблон. Его можно нарисовать или скачать готовый вариант и распечатать.
- Ткань. В идеале ваше одеяние и головной убор должны быть сделаны из одного и того же материала или выдержаны в одной цветовой гамме.
- Украшения (стразы, бисер, пайетки, камни, блестки и бусинки).
- Широкая атласная лента или тесьма.
Как сделать кокошник своими руками:
— На очень плотный картон нанесите рисунок с помощью шаблона и вырежьте каркас всего изделия. Оставьте припуски на швы. У вас получится плотный гребень и ткань для его обшивки. Напомним, что она должна быть идентичной материалу костюма, чтобы получился единый комплект.
— Сшейте переднюю и заднюю заготовки. Нижние края пока не трогайте. Закончив, закрепите нитки. Наденьте получившийся чехол на каркас и зашейте нижнюю часть. Теперь можно пришить ленточку или тесьму. Оставьте достаточную длину, чтобы кокошник можно было завязать на голове.
— Приступаем к украшению. Готовый аксессуар сперва украшается по краям, потом в центральной части. В процессе украшения можно применить весь свой творческий потенциал. Расположите бусины на нитке по краям. С ними пришейте большие стразы, а мелкие приклейте россыпью. Используйте пайетки, бисер, стеклярус – кокошник получится очень нарядным!
Головные уборы
В качестве головного убора летом мужчины использовали брыль (соломенный головной убор с объемными полями), а зимой — сделанную из меха шапку (аблавуху). Для изготовления головных уборов еще применялась домашняя овчина серого, коричневого либо черного цвета.
В второй половине XIX столетия широкое распространение приобрел картуз (летний вариант шапочки с жестким лакированным козырьком).
В качестве обуви на каждый день летом мужчинами использовались лапти (лыковые, пеньковые или из лозы), весной и осенью — постолы (сандалии из сырой кожи), а зимой — валенки, подшитые кожей, либо войлочной тканью.
История русского костюма
За время своего существования национальный русский костюм практически не менялся. Понятия моды было менее переменчивым, чем сейчас, поэтом один и тот же фасон могли носить несколько поколений одной семьи.
Менее распространенными наряды в традиционном русском стиле стали в начале восемнадцатого века. Тогда древнерусский костюм был запрещен Петром Первым, который хотел сделать Россию более современной. На смену национальному одеянию пришли костюмы в венгерском стиле, а позже в немецком и французском. Чтобы нововведения прижились, правитель ввел пошлину на ношение в городе традиционных русских нарядов.
Наряды для женщин всегда были интереснее и разнообразнее мужских. Они представляли собой настоящие образцы искусства талантливых русских женщин. Со времен Древней Руси женский костюм состоял из сорочницы (простой рубахи в пол), сарафана и передника. Нередко для дополнительного тепла под сорочницу одевалась еще одна плотная рубаха.
Неотъемлемой частью любого традиционного наряда всегда была вышивка. В каждой губернии она отличалась цветами и узорами. Вышивкой украшали подол и рукава.
Заслуживают внимания платья, которые носили женщины на Руси. Во времена Ивана Грозного девушки, которые наряжались всего в одно платье считались непристойными. Принято было надевать три платья одно поверх другого. Такой костюм получался очень тяжелым и массивным.
Для мужчин из простого сословия костюмы шились практичные и удобные. Русская культура всегда была неотделима от природы и земли. Это и отображалось в простой крестьянской одежде, которую шили из натуральных тканей и украшали растительными узорами.
Мужской костюм состоял из простой рубахи, штанов и пояса. Голову покрывали грешневиком из валяной шерсти. Из обуви наиболее распространены были лапти. Легкие и удобные, они хорошо защищали ноги во время работы в поле, но для зимы были не пригодны. С приходом холодов традиционный русский костюм дополнялся валенками, а по праздникам – кожаными сапожками.
Дети в Древней Руси носили более простую одежду. Как правило, это были простые свободные рубахи. Для детей знати наряды создавались более изысканные. Иногда они практически полностью копировали взрослый костюм. Но юные девушки, в отличие от взрослых женщин, не носили головных уборов до замужества.
Оформление национального костюма
Нарядные юбки, фартуки обрамлялись колоритными белорусскими орнаментами. Ими также оформлялись мужские просторные рубахи. Узоры вышивались красной нитью по белой ткани. Орнаменты прослеживались не только на каждодневных предметах одежды, но и на рушниках, бывших в то время в обиходе. В ручную вышивку вкладывался особый смысл: она могла содержать элементы, олицетворяющие годовые циклы и праздники урожая. Умелицы могли вышивать целые орнаментальные предложения на предметах одежды, наделяя ее особым смыслом. Узор на крестьянском одеянии служил не только украшением, но и своеобразным магическим заклинанием, защитным оберегом либо талисманом.
Женский костюм
В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:
— с фартуком и юбкой; — с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой); — с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом; — с фартуком, безрукавкой и паневой.
Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.
Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой. Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными. Часто поневу украшал орнамент.
В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.
Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов — летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.
Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками. Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева
Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды
Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов. Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.
В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.
Используемые ткани
Все одеяния шились на основе дышащего органического волокна. В основном для этой цели применялись: лен, натуральная шерсть, конопля и крапива. Лен белорусы именовали «божьей свечой» – это был их любимый материал, и практически вся одежда изготавливалась на его основе. Поставлялись на землю белорусов и дорогостоящие материалы, в их числе – нежнейший шелк и прочный бархат. Обычные горожане не могли их приобрести, поэтому они применяли для своих нарядов ткани, изготавливавшиеся в крестьянских хозяйствах. В последующем в жизнь простых белорусских рабочих плотно вошел ситец, из которого шились рубахи.
Женский головной убор
Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.
Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.
Виды костюмов
Мужской
из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора.
Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.
Женский
Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.
Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).
Справка! Юбка-понёва изготавливалась из трёх отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии. Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понёва. Практически во всех случаях понёву украшали красивым орнаментом.
Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами
Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.
Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.
Справка! Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.
Детский
Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.
Крой и декоративные швы
Просторная рубаха является ведущим элементом этнического костюма, поэтому вначале она делалась без плечевых швов: готовое полотно, сложенное вдвое, кроили нужным образом. Далее был придуман новый крой рубахи, когда делались вышитые вставки из аналогичной ткани для соединения задней и передней полочки. Отличительной чертой рубашки белорусов был широкий разрез на левой части груди. На колоритных праздничных нарядах в виде украшения добавляли на разрез вышитые вставки. Воротники были в виде стойки, высотой не более 3 см.
При оформлении традиционного костюма применялась изящная вышивка, нежнейшее кружево, аппликация, ручное узорное ткачество – все это было связано с культурой и обычаями радушного народа. На символичные фартуки пришивалось покупное либо самодельное кружево.
Длинные юбки для девушек кроились из двух равнозначных половинок. Во время использования раскроенного сукна на нем отмечались 3-6 продольных частей. Далее изделие сшивалось и собиралось в сборку.
Фурнитура и аксессуары
Белорусская дизайнерская одежда украшена, как правило, европейской фурнитурой. Это создает впечатление дороговизны наряда, его сложно отличить от продукции ведущих модных брендов. Пластиковые и металлические пуговицы, молнии, пряжки, крючки традиционно используются для скрепления деталей и в качестве застежек. Сегодня тщательно выделанные аксессуары выполняют декоративную функцию. С их помощью создается законченный образ.
В качестве украшений особой популярностью пользуются броши. Это раньше такой аксессуар носили пожилые женщины, тоскующие о моде прошедших лет. Сегодня броши используют передовые модницы, их носят на груди, бретелях, поясах, головных уборах, шарфах. Прелестным украшением для платьев и нарядных костюмов станут броши из ткани – атласа, бархата, кружева. Их декорируют бисером, бусинами, камнями. На трикотажных изделиях можно встретить кожаные, вязаные, шерстяные броши, отделанные камнями, пуговицами.
Сегодня даже говорят о белорусском стиле одежды, который перекликается с этно и бохо. В давние времена мастерицы страны применяли ручные способы декорирования – вышивку, отделку лентами, тесьмой, позументом. Дизайнеры постарались сохранить традиции, поэтому используют эти элементы в одежде. Основной цвет белорусского стиля – это белый. Яркие сочные цвета – красный, синий, зеленый особенно выигрышно смотрятся на светлом фоне и напоминают оттенки полей и лесов Беларуси.
Городская одежда
Одеяния горожан имели свои уникальные особенности, производилась на основе фабричных материалов. Обычные работники и ремесленники носили традиционную одежду, выполненную из темного фабричного материала для повседневного ношения, из более светлой ткани – для особых празднеств.
Представители слабого пола носили вместо длинной просторной рубахи нижнюю рубашку, поверх которой надевалась короткая блузка. Она могла быть надета навыпуск либо заправлялась в пеструю юбку. Женским верхним одеянием у представительниц рабочего класса являлось длинное платье либо расшитая юбка со сборчатой блузкой. Мужская торжественная одежда в те времена состояла из классического костюма и пиджака.
История костюма
Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы.
Говорят, что отчасти именно одежде обязаны своему названию белорусы: вплоть до середины XIX в. белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и учёные. Например, этнограф П. В. Шейн вспоминал о своей поездке в Белоруссию, «где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».
Поскольку люди в те далекие времена были гораздо ближе к природе, нежели сейчас, то и для создания одежды они использовали натуральные природные материалы. Ткани создавались из шерсти, конопли, крапивы и, конечно же, изо льна, благодаря которому получали буквально все: от грубых серых мешков до тончайших белоснежных сорочек. Привозили в Белоруссию для вельмож и заморские ткани с Востока и Запада: узорчатые, набивные, шелковые.
Крестьяне же обходились тканями собственного производства, благо в те времена умели ткать самые разные полотна со сложнейшими плетениями. Они сами умели окрашивать ткани с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски. Уже тогда умели получать синий, фиолетовый, малиновый, ярко-жёлтый цвета и всевозможные их оттенки. Из привозных красок использовались выжимки из сандала, индиго, бразильского дерева.
К концу XIX — началу XX веков облик белорусского костюма устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности. Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции. Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, её форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён. Несмотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.
Одежда городских жителей
Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.
Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.
Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.
Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.
История костюма
Одежда – это отражение культуры и традиций страны. Особенностью белорусской одежды является тщательно выделанный орнамент. В прежние времена им украшали рукава, воротнички, фартуки, головные уборы. Основная цветовая гамма – белый и красный:
- Белый – ассоциируется с чистотой, светом, искренностью, открытостью;
- Красный – символизирует солнце, страсть, жизнь. Слияние этих цветов приносит счастье, благополучие, успех во всех жизненных начинаниях.
Создавали белорусскую национальную одежду исключительно из натуральных тканей: конопли, шерсти и, конечно же, льна. Из него шили как грубые мешки, так и тончайшие белоснежные сорочки. И если вельможам была доступна заграничная одежда, то крестьяне были вынуждены ткать полотна самостоятельно. Они научились искусству сложного плетения. Окрашивали ткани природными материалами: корой, почками деревьев, ягодами, травами. В каждом регионе имелись свои традиции крашения полотен.
Национальная одежда белорусов отличалась устойчивостью традиций. Несмотря на то, что она вбирала в себя веяние моды различных времен, многие элементы сохраняли архаичные черты, например, самобытный орнамент, полосатый декор.
Белорусская народная одежда для женщин – это белая длинная льняная рубашка, юбка в пол, фартук, иногда костюм дополняли безрукавкой, поясом. Каждая девушка перед замужеством занималась вышиванием одежды для себя, семьи будущего мужа, так она демонстрировала свое мастерство, умение быть рачительной хозяйкой.
Самое строгое одеяние в Беларуси носили перед рождением первенца. В праздники облачались в гарсеты – нарядные безрукавки или жилетки. Гарсеты являлись самой яркой частью костюма, их богато украшали вышивкой, позументом, кружевом, воланами.
Отдельного внимания заслуживает белорусский лен. Традиционно из него шили скатерти, постельное и нижнее белье, одежду, шторы, коврики, рушники. Их украшали вышивкой, а узоры на рушниках имели сакральный смысл. Благодаря мастерству рукодельниц изделия из льна превращались в настоящие произведения искусства. Их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.
Белорусский народный костюм
Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта. История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье. В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.
Женские народные белорусские костюмы
Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна. Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком. Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.
Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.
Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.
Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.
Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.
Стилизованный белорусский народный костюм
И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.
Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.
Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.
Читайте далее:
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Национальный костюм бурятов — фото. виды костюмов — фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. современный костюм.
Национальный костюм лезгинов: фото, описание и история
Национальный костюм немцев: фото, описание, история и особенности
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Костюм казака для мальчика своими руками: казачий костюм для девочки
Костюм муравья для мальчика своими руками: основа костюма, шапочка
Национальные костюмы казака и казачки. чем отличается наряд донского казака от костюма кубанского казака? украшения, обувь, элементы.
Костюм баклажана для мальчика и девочки своими руками: пошаговое выполнение костюма
Костюм монашки на хэллоуин своими руками. шьём балахон и головной убор. делаем правильный макияж. особенности костюма.
Костюм осени для взрослого своими руками: основа и декорирование костюма, шапка, венок, маска
Осенний костюм для девочки своими руками: идеи костюмов, фото, советы по созданию наряда
Разновидности
Мужской повседневный костюм включала в себя рубаху навыпуск, низ и воротник который был украшен вышивкой, подпоясываемую ярким поясом; портков (одних или двух, в зависимости от состоятельности владельца); камизэльки (жилета); бравэрки (однобортного пиджака с хлястиком, сшитого из сукна). В холодное время, опять же в зависимости от состоятельности, надевалась либо суконная епанча, либо тулуп из овчины (обшитый тканью с вышивками), либо меховая шуба (показатель большой состоятельности владельца). Головным убором в летнее время являлся брыль — широкополая соломенная шляпа, в зимнее – меховая аблауха (шапка, к которой пришивались четыре части, две из которых завязывались наверху, а две – под подбородком).
Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница — юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).
Верхняя одежда женщин, несмотря на схожесть покроя с мужской, была все же наряднее: шерстяные свитки и кожушки из овчины. Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей.
Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки).
Одежда для девочек и мальчиков практически не отличалась от одежды взрослых людей, за исключением некоторых деталей. Например, девочка, надевшая впервые фартук, считалась девушкой, а девушка, сменившая свадебной намиткой девичий венок – женщиной.
Особенности и значение деталей
Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.
Детали мужского костюма
Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.
Внешний вид ворота различался. Он мог быть закругленным, квадратным или вовсе отсутствовать. Если воротник все же был, то он дополнялся завязками или пуговицами.
Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.
Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.
Для того чтобы сохранять тепло внутри, шубы шились мехом внутрь. Снаружи они покрывались плотным сукном. Наряды для знати расшивались парчой или бархатом. Роскоши шубе придавал широкий меховой ворот.
Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.
Еще одна важная деталь мужского русского костюма – головной убор в национальном стиле. Существовало несколько разновидностей шапок: тафья, клобук, мурмолка и треуха.
Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.
Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.
Детали женского костюма
В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.
Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.
Более теплой альтернативой летнику в национальном женском костюме была шубка. Длинная и украшенная мехом шуба с декоративными рукавами была признаком роскоши, поскольку особой практичностью не отличалась. Руки либо продевались в специальные прорези под рукавами, либо в сами рукава, которые подкатывались для удобства. Греть ладони можно было в муфте, которая не только украшалась меховой опушкой, но и прошивалась мехом изнутри.
Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.
Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.