Региональные особенности
Несмотря на разные климатические условия и этнические особенности, в одежде многих русских регионов были одни и те же элементы. Отличие составляли некоторые детали
Так, для женского образа важно было наличие:
- рубахи;
- национального сарафана (поневы или юбки);
- передника;
- обуви;
- головного убора;
- верхней одежды;
- навесных украшений.
У мужчин костюм состоял из:
- рубахи;
- портов;
- обуви (лаптей);
- головного убора;
- верхней одежды;
- пояса.
Что касается русских национальных головных уборов, здесь четкой грани не было. Однако существовал небольшой ориентир: с поневой чаще надевали рогатую кичку с сорокой, с сарафанами носили кокошники разных разновидностей, либо платок. В целом особенности русского национального костюма следующие: ручная кропотливая работа, масса украшений и яркие цвета. Наиболее богатым был южный костюм. В разных губерниях народная русская юбка сшивалась из трех или четырех клиньев.
Определить регион проживания можно было и по национальному кокошнику. Например, в Пскове носили конусообразный головной убор с «рогом», украшенный по очелью «шишками», а отличительной чертой тверского костюма являлась высокая плоская шапка с наушами и понизью, закрывающая лоб. В средней полосе намного чаще использовались дорогие заморские ткани (шелк, атлас или парча).
Мужской армянский костюм
Армянину следовало внимательно подбирать детали костюма, ведь глава семьи должен отличаться презентабельным видом, внушать уважение соратникам. Прослеживается разница между одеждой жителей восточных и западных регионов.
Традиционное одеяние:
- на старинных фото армянских костюмов для мужчин видно сочетание нательной ситцевой или шелковой рубахи («шапик») с хлопковыми или шерстяными шароварами («шалвар»). Обычно штаны окрашивали в темно-синие, черные или коричневые тона. Уже в XX веке традиционные шаровары сменили брюки по типу галифе под кожаный ремень;
- в широкий шов на талии у «шалвар» продевали специальным образом шнур, заканчивающийся кисточками. Снизу поддевали штаны под названием «вартик» или «похан», которые следовало примотать у щиколотки или заправлять в длинные носки. Для пошива «похан» женщины раскраивали домотканое полотно, позже пошла в дело фабричная бязь;
- к распространенной верхней плечевой армянской одежде относится «архалух», изображения которого находят на старинных гравюрах и в похоронных склепах. Он напоминал кафтан с двумя полочками спереди, был притален сзади. Одежда прошивалась снаружи, имела крючки для застегивания. Для пошива выбирали покупные ткани по типу ситца или сатина коричневого, темно-синего или черного цвета. Тесьмой декорировали края рукавов, подол с воротником;
- на распашной кафтан («архалух») надевали «чуху», служившую не только теплой верхней одеждой, но и парадным нарядом. В старину бедные семьи брали у богатых людей «чуху» на свадьбу жениху (как символ благосостояния). Если в XIX веке для пошива использовалось домотканое полотно, то позже стали кроить из дорогого фабричного материала. Предпочтение отдавали ткани темного цвета, спереди пришивали специальные изделия («газырницы»). Средние слои населения шили элемент национальной одежды длиной до колен и с цельнокроеными рукавами, богачи предпочитали рукава с декоративными прорезями, обшитыми бархатом или золотой тесьмой.
Мужскому армянскому костюму больше характерны изменения ввиду влияния чужеродной культуры. Жители восточных регионов носили «архалух», который западными армянами был изменен на короткую жилетку «елак» с вырезом в области груди. Укороченную курточку под названием «бачкон» носили поверх «елака».
На западе укрепилась традиция обильно расшивать узорами рубаху, жилетку, куртку и даже шаровары. Вместо пояса часто повязывали широкую шаль, складки которой служили вместилищем для ношения мелочей.
Головные уборы
У жителей западной и восточной Армении они существенно отличались. Первые выбирали вязаные головные убора, а вторые из меха. Городские обитатели носили высокие шапки в форме цилиндра. Жители западных областей предпочитали полусферические головные уборы, связанные из нитей одного цвета и обмотанные сверху перекрученным платком.
Можно было встретить шапки, созданные из ниток разных оттенков. Они обладали формой конуса с усеченной верхушкой. Их вышина достигала пятнадцати сантиметров. Носили подобные шапки без платка. Надевали армяне и остроконечные уборы, оборачивая верхушку платком, украшенным традиционной вышивкой.
Женщины, проживающие в восточной части страны, носили шапочку, которая по внешнему виду напоминала башню. Аксессуар достигал в высоту до двадцати сантиметров. Для его изготовления использовали несколько слоев хлопковой материи. Убранство имело множество названий: палти, поли, баспинад и т. д.
Пали закрывал часть лба, задняя сторона изделия декорировалась ленточкой с узором. Как и большинство предметов национального наряда, она была украшена растительным или геометрически орнаментом. Под «башенку» повязывали ленту, к которой крепили монетки, созданные из драгоценных металлов. У висков закрепляли серебряные шарики, которые практически полностью закрывали локоны девушки.
«Палти» представлял собой белый хлопчатобумажный платок, который опоясывал шею и часть лица до носа. Аксессуар складывали по диагонали, а углы туго завязывали на затылке. Сверху «башенку» прикрывали разноцветной шалью, закрепленной цепочкой. Баспинад снимали только в отсутствии мужчин, поскольку в Армении запрещено появляться перед посторонними людьми с непокрытыми волосами.
Дополнением к головному убору были крупные пуговицы «катош». Чело обладательницы данного изделия украшал налобник, к которому крепили в ряд золотые монетки. Самая крупная располагалась в центре, у висков висели украшения из жемчуга, венчающиеся тонкими пластинами из золота. Столь необычный аксессуар дарил невесте жених в день свадебного торжества.
Разновидности
Женский
В комплект повседневной одежды армянской женщины входили рубаха «халав», штаны «похан», верхнее платье «архалух» и передник «гогноц». По праздникам к этому набору добавляли еще одно платье «минтана».
Рубаха «халав» была длинная. Сбоку вшивали клинья, которые имели косой крой. Рукава халава были прямые, а горловина имела круглую форму. Разрез делали на груди. Под рубаху надевали штаны «похан». Они, как правило, были красного цвета и шились из хлопка. На щиколотках штаны украшали вышивкой.
Поверх рубахи и штанов надевали платье «архалух». Оно имело разрезы по бокам. Минтана – праздничное верхнее платье – кроилось так же, как и архалух. Но у минтаны не было разрезов. Подпоясывали минтану длинным шарфом, который делали из шелка. Рукава пристегивались отдельно на маленькие пуговки в форме шариков или крепили на шнур. Края рукавов обшивали тесьмой.
Важной частью женского армянского костюма был передник. Его называли «гогноц» и расшивали тесьмой
Сверху он крепился на узкий поясок.
Особую роль играл головной убор. Он нес в себе информацию о социальном статусе женщины. Девушки заплетали много косичек, в которые вплетали шерстяные нитки такого же цвета, как и волосы. Таким образом их удлиняли и зрительно делали гуще. На голову надевали небольшую войлочную шапочку. К ней крепились на специальных цепочках украшения в виде листочков, колец, лунниц и прочее. Когда женщина выходила замуж, ее головной убор менялся. Теперь войлочную шапочку украшали драгоценными камнями и жемчугом. Если семья была беднее, то мелкими цветочками, сшитыми из шелковых тканей. Когда женщина выходила на улицу, то поверх головного убора она накидывала большое покрывало, которое обшивали каймой. Если женщина была молодая, то вышивка была белого цвета, а если пожилой – синего.
Детский
Маленьких детей, которым не исполнилось и года, одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалук. Часто его делали слишком длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.
До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.
Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всего нечистого.
Вместе с приданным родители должны были дать дочери несколько костюмов, которые назывались «тараз».
Мужской
В костюм армянского мужчины входили рубаха, штаны, шаровары и кафтан. Для пошива рубахи использовали шелк или ситцевые ткани. Также у рубахи был невысокий стоячий воротничок, который застегивался сбоку. Шаровары делали из хлопка или шерсти и подпоясывали широким поясом. На него крепили кошелек и кинжал.
Восточные армяне, как и женщины, поверх всего надевали «аралух». Только он был короче женского, и доходил до колен. Западные армяне аралух не носили. Вместо него надевали жилет – «елак». Поверх елака носили короткую куртку. Рукава ее были цельнокроеные. Такая куртка не имела застежек и называлась «бачкон». Вся одежда имела очень красивую вышивку.
Зимой армянские мужчины носили шубы из овчины. Если же жили в местности, где не было суровой зимы, вместо шуб надевали безрукавки из козьего меха.
Головные уборы и аксессуары
Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.
Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.
В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.
Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.
Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.
Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.
На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».
Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.
Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.
Особенности национального костюма
Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок.
Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк.
Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славян создать гармоничный и неповторимый облик.
В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой. |
Второй тип вещей надевали через голову, первая имела застежку на пуговицах или крючки. Отдельного внимания заслуживает костюм для аристократии. Он был наполнена роскошью и говорила о том, что его обладатель занимает высокое положение в обществе. Наряд для знати расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом.
К подобному одеянию относились бережно и использовали его не один год. Обычно дорогостоящую одежду передавали от родителей к детям.
Немного истории
Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.
Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.
Читайте далее:
Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото
Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.
Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма
Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский
Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.
Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.
Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.
Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.
Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь
Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.
Женский костюм крючком: схемы и описание вязания женского костюма крючком
С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)
Модные фасоны шуб 2019: описания моделей, особенности кроя и деталей. примеры оригинальных шуб с фото.
Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма
Угги: фото, женские, мужские и детские, описание и детали
Женский костюм
Женский армянский костюм называется «Тараз» и состоит из нескольких обязательных элементов, которые хорошо видны на фото. Костюм мог иметь некоторые различия для жителей разных регионов.
Обязательные элементы
Рубашка — халав
Независимо от места проживания, женский наряд включал в себя рубаху. Она была белого цвета на западной территории и красного оттенка на востоке. Фасон украшен длинными клиньями по бокам. Обязательно должен быть длинный прямой рукав. Горловина рубахи имела продольный вырез, который украшался вышивкой.
Кафтан — архалук
Поверх рубахи надевали длинное платье или яркий кафтан с вырезом на груди и разрезами по бокам.
На талии он фиксируется застежкой. Обычно для архалука выбирают яркие цвета. Он бывает желтого, фиолетового, зеленого и красного оттенка.
Шаровары — похан
Женский костюм армянки обязательно включал в себя штаны. Горная прохлада требовала дополнительного утепления, поэтому такие изделия не считались только мужскими. Женщины шили для себя красные штаны, которые по бокам были украшены сборкой. Низ брючин дополнительно оформлялся золотой вышивкой.
Передник — гонгоц
Некоторые костюмы имели еще одну делать — передник. Носили его преимущественно жительницы западных районов. Передник подвязывался тонким пояском, который украшался вышивкой, имевший смысловое значение. Яркой тесьмой на поясе вышивали надпись-оберег «на доброе здоровье».
Праздничный наряд
Праздничное платье — минтана
По праздничным дням армянские женщины вместо архалука наряжались в платья. В зависимости от материального достатка они могли быть выполнены из шелка или хлопковой ткани.
Платье по силуэту напоминает архалук, только отсутствуют разрезы по бокам. Рукава одежды украшаются тесьмой и пуговкой — застежкой.
В западных регионах женская одежда более разнообразна. Там носили платья, которые назывались джуппа, хрха, антифа, хатифа. Отличием этих платьев являются крой и состав ткани. Объединяющая их деталь — это расклешенные рукава.
Пояс (шарф)
Торжественность и праздничность платья подчеркивали дополнительно. Для этого поверх платья или архалука обязательно повязывается пояс. Он был довольно широкий, сшитый из шелка или шерсти.
Покрывало (пальто)
При выходе на улицу обязательным условием было завернуться в покрывало, чтобы скрыть всю фигуру. Оно ткалось из тонкой шерстяной пряжи.
Замужние женщины предпочитали носить синий цвет, а девушки выбирали покрывало белого оттенка.
В холодное время женщины надевали пальто. Оно шилось из бархата красного цвета, оторачивалось мехом куницы или лисицы.
Детские наряды
Для малышей до наступления года шились просторные рубашки, но уже после первых именин наряд дополняли «архалухом». Одежда мешала ребенку нормально передвигаться и исследовать окружающий мир, но зато упрощала уход за проказником.
Не существовало различий в армянских костюмах ребят до семилетнего возраста. Позже девочек и мальчиков воспитывали по отдельности, а первую взрослую одежду дети получали с 10-12 лет.
Национальные костюмы подростков расшивали скромными узорами без использования вычурных украшений. В этом случае орнаменты носили защитный характер, были призваны оберегать молодое поколение от влияния темных сил, сглаза или порчи.
Народный испанский костюм
Народный испанский костюм в том виде, в котором он стал частью культуры, сложился в XVIII—XIX вв. Именно в этот период элементы народного костюма начали активно использоваться представителями аристократии.
Мужской костюм включал короткий пиджак («фигаро»), плотно облегающие штаны до колен, короткий жилет яркой расцветки, кушак, перехватывающий талию (обычно красного цвета и до 30 м в длину), шляпу-треуголку, чулки, обувь с пряжками, плащ.
В наши дни так выглядит костюм тореадора.
В женском костюме использовались схожие элементы: приталенный жакет с широкими лацканами (без корсета), длинная широкая юбка со множеством оборок, мантилья с гребнем, веер, шаль.
В наши дни так выглядит наряд танцовщицы фламенко.
Классический элемент — это мантилья, представляющая собой кружевную шелковую накидку, покрывающую шею, голову и грудь. Мантилья надевалась поверх высокого гребня, который втыкался в прическу строго вертикально. В наши дни мантилью хотя бы раз в жизни примеряет почти каждая женщина, поскольку сейчас она известна как фата.
Детский
Младенцев одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалух. Часто его делали длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.
До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.
Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всякой нечисти.
Испанский костюм в наши дни
Национальный наряд Испании прошел историю становления, но сохранил присущие черты, которые отразились в коллекциях брендовой одежды.
Разнообразные фасоны одеяний пригодятся при составлении стильного образа:
- Белоснежная блузка из летящих тканей с кружевным воротником и ажурным жабо. Ошибочно примерять мужскую рубашку, выглядящую слишком консервативно.
- Корсет подчеркнет изгибы фигуры, выделит талию. Его выпускают на шнуровке или шьют по аналогии с жилетом.
- Расклешенная от бедра юбка в пол. Пригодятся для пошива не только яркие ткани с пестрыми узорами, советуют примерить платье в темных тонах.
- Нюдовый сарафан с крупным флористическим узором – воплощение нежности. Образ дополняют широкополой шляпой.
- Однотонные расклешенные брюки темного цвета.
- Для вечернего выхода рекомендуют примерить алое длинное платье с многослойной юбкой, обшитой рюшами.
Испания поражает воображение традиционными нарядами, воплотившими воедино элегантность и притягательность. Даже если национальные костюмы уместны только на занятиях танцами, то некоторые элементы одежды вписываются в современный модный лук.
Особенности орнамента и их значение
Марийские узоры представляли собой геометрические орнаменты, играющие роль не столько украшения, сколько оберега, символа принадлежности человека к определенному социальному сословию.
Кроме того, в каждом узоре была зашифрована символика – ритуальные знаки, приносящие своему владельцу успех, здоровье и благополучие, защищающие его от злых сил и дурных помыслов. Поэтому марийские орнаменты и их значение играли чрезвычайно важную роль при пошиве мужской, женской и детской одежды.
Вышивка на женском национальном костюме указывала не только на социальную принадлежность, но и на семейное положение женщины
Также девушки из Поволжья уделяли внимание и различным ювелирным украшениям – наибольшей популярностью пользовались серьги, кольца, массивные ожерелья и бусы
Свадебный наряд
Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками.
Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь молодых была счастливой и безбедной.
Поверх платья невеста надевала кафтан белого, сверху – зеленого цвета, который также был декорирован золотыми или серебряными монетами.
Для украшения марийской свадебной одежды использовались многочисленные декоративные элементы:
- пестрая тесьма;
- ленты ярких цветов;
- вышивка различных оттенков;
- монеты из золота или серебра;
- бисер;
- бусинки;
- вставки из натурального меха.
Головные уборы
В летнюю пору года предки марийцев носили головные уборы черного или белого цвета. При этом черная шляпа считалась повседневной, а белая предназначалась для торжественных, праздничных мероприятий.
Зимой традиционный мужской костюм дополнялся меховой шапкой-ушанкой или валяным головным убором. Немного позже широкое распространение получили изделия в форме фуражки.
Женские головные уборы были обязательной составляющей традиционного наряда. Они подразделялись на две основные категории – женские и девичьи. При выборе соответствующего изделия марийки учитывали социальное и семейное положение, а также свой возраст.
Популярные головные уборы:
- многие женщины носили шали и платки, щедро декорированные вышивками, геометрическими или растительными орнаментами;
- незамужние девушки предпочитали повязки из кожи или шерсти, украшенные бусинами, монетами, бисером;
- часто костюм дополнялся остроконечным головным убором.
Немного позже женские марийские головные уборы были дополнены такией – полусферическим изделием конусообразной, лопатообразной или каркасной формы, поверх которого обязательно накидывался расшитый платок. Наиболее древний головной убор женщин Поволжья – шурка – происходил от скифов, а его высота могла достигать 40-45 см.
Очень важной частью свадебного костюма мариек является праздничный головной убор. Летом девушки надевали такию, зимой – шапку из меха
Поверх головного убора обязательно повязывался платок красного цвета, который символизировал счастье, благополучие и достаток в будущей семейной жизни.