История становления
Наряд славян в период с V по IX века нашей эры походил на одежду ближайших соседей – сарматов и скифов. Это были добротные рубахи из грубой шерсти, войлока, кожи рыб и меха животных. С развитием торговых путей и появлением новых, более изящных, тонких тканей национальный костюм начал меняться. Большое влияние на богатство русской одежды оказала римская культура, позже внесли свой вклад и греки.
В Х веке, после Крещения Руси, в костюме появились элементы византийских платьев. В одежде этого времени уже преобладали элементы торжественности, ее стали украшать золотом, серебром, изделиями, покрытыми эмалью, чернью. Простой люд продолжал носить традиционную одежду, которая в большинстве своем была накладной (надевалась через голову). Изредка встречалась распашные вещи.
XII и XV века оставили немного источников о том, как одевались люди древней Руси. Благодаря изображениям в книжных миниатюрах, на иконах, фресках, современный человек имеет определенное представление об одеждах того времени. В этот период русский быт был изолированным. Костюм претерпел трансформацию – стал более солидным. Появились тяжелые, долгополые шубы, длинные кафтаны, висячие рукава.
В XVI-XVII веках и у мужчин, и у женщин появились новые элементы в одежде – кафтаны и зипуны. Поверх них зажиточные люди надевали шубы из дорогих мехов. Кафтаны представляли собой длинные, как платья, одеяния, к которым пришивали стоячие козыри (воротники). Чтобы показать свою состоятельность, их расшивали золотом, серебром, жемчугами. Кафтаны надевали на разные мероприятия – траурные, праздничные, в поездки. У женщин разнообразия практически не было. Их верхней одеждой были опашни (широкие вещи с полами, у которых капюшон оторачивался мехом). Рукава национального костюма были узкими, длинными, потому набирались на руки.
До восхождения на престол Петра I национальный русский костюм менялся медленно, новые фасоны осваивались десятилетиями. Но царь, побывав в Европе, решил облагородить облик подданных и в январе 1700 года издал указ «О ношении платья на манер Венгерского». За образец была взята французская национальная мода. Мужчин обязали носить короткие обтягивающие штаны – кюлоты, сочетая их с белыми чулками и камзолом. На ноги предписывалось надевать массивные башмаки с пряжками, а голову прикрывать напудренным париком. Женщины осваивали новую моду более охотно: широкие юбки на каркасе скрывали недостатки фигуры, туфли на высоком каблуке делали походку соблазнительной, а приталенная верхняя часть платья с глубоким декольте выгодно приподнимала грудь.
В конце XVIII–начале XIX века в холодное время года мужчины носили армяки из серого сукна, шубы (овчинные нагольные), шапки и кожаные варежки. В лютые морозы могли укрыть шею платком. Летом тоже надевали армяк, но понитковый, полукафтаны, под ними – рубаху. На ногах были порты, на головах – шляпы. У русских крестьянок теплой одежды почти не было. Летом они ходили в поневе (юбке) с рубашкой или в сарафане с рубашкой. Сверху, как и мужчины, надевали шушпан, армяк или сермягу.
Мисс содружество
В нашем городе каждые 2 года проводится прекрасный конкурс: «Мисс Содружество», в котором принимают участие девушки, представительницы национальных общественных организаций Удмуртии. В очередной раз мне довелось принимать участие в этом красочном шоу, в качестве члена жюри и эксперта истории моды. 12 прелестных участниц, каждая из которых представляла свою нацию, старательно готовились к конкурсу. 1,5 месяца девушки разучивали песни, танцы, шили платья, национальные костюмы и придумывали образы.
Творческие номера участниц
Германия:
Республика Чувашия:
Республика Марий Эл:
Республика Удмуртия:
Азербайджан:
Республика Татарстан:
Подарки выполненные девушками вручную для своих матерей.
На самом деле, было очень сложно оценивать выступления девушек, так как каждая достойно представляла культуру своего народа и каждая достойна звания «Мисс Содружество». Не может быть и не должно быть конкуренция между нациями. Как можно ставить в приоритет культуру, той или иной страны? Не мы придумывали историю, и тем более не можем её изменить или судить.
Мы может только благосклонно её принимать, восхищаться, уважать и делиться
Не важно, кто сейчас в первенстве, важно сохранить мир между народами и равенство. Нужно помнить, что каждый человек (не важно какой он расы) уникален и имеет свой дар, своё особое значение.
Национальные костюмы. Дефиле
Особенно меня порадовало то, что все участницы невероятно преданы своей культуре и своему происхождению. Любовь к национальности помогла выйти им на сцену и показать окружающим свою приверженность ценностям. Благодаря таким конкурсам происходит укрепление, доверие, уважение и взаимопонимание между расовыми группами. Но самое главное, всё это позволяет не забывать своё происхождение и традиции предков.
Национальный костюм немецкой девушки.
Стилизованный русско-народный костюм.
Стилизованный традиционный белорусский наряд.
Стилизованное национальное платье марийской девушки.
Кожаные сапоги с декоративной вышивкой к татарскому традиционному костюму.
Традиционный костюм татарской девушки.
Национальное платье армянской девушки.
Народный стилизованный еврейский наряд.
Стилизованное народное украинское платье.
Стилизованное традиционное платье чувашской девушки.
Национальное греческое платье.
Удмуртский национальный костюм.
На земном шаре насчитывается 251 страна и около 2 000 национальностей, постепенно нации исчезают или сливаются с другими. Точно подсчитать количество этнических групп сложно из-за смешения народов. Только представьте сколько информации содержится в этих группах и как быстро они забываются. Чтить и помнить традиции своих родичей — это святое дело, а пронести их через века – это подвиг!
Многие из нас не знают своего рода, племени, родной язык. Не знают, кто были их предки, что они были за люди и какой вклад внесли в общество. Что же говорить про историю своей страны и своего народа? Начинайте изучать историю прямо сейчас, читайте книги, смотрите фильмы, ищите свои корни. Когда изучите свою историю, продолжайте двигаться дальше, изучайте историю мира, тогда вы легко начнёте понимать людей.
Тогда не забудьте оставить комментарии ниже.
И подписаться на новости блога.
Зимний русский народный костюм
В холодное время года поверх многослойных платьев надевали теплую одежду. Крестьяне носили шубы из овчины или шкурок зайцев. Знатные славяне щеголяли в соболиных одеяниях. Шубейка на Руси представляла собой длинную и тяжелую вещь. Характерной чертой дохи были разрезанные до локтя рукава.
Вещь носили мехом внутрь, снаружи покрывали грубым сукном или богатой парчой, в зависимости от состоятельности владельца. Мужчины в зимний период облачались в кожухи, сшитые из телячьих ли овечьих шкурок. Длина изделия различалась, она могла быть до середины бедра или в пол. |
Для барышень шили коротенькие душегрейки, их дополняли шапками из меха. Поверх головного убора накидывали платок.
Русская одежда для зимы имела несколько основных элементов:
- Шапка-ушанка. Изначально ее носили только мужчины Изделие отличалось по цвету в зависимости от окраса меха животного, из которого шили убор.
- Платок из шерсти. Женское украшение зимнего образа. Его вязали из шерсти коз или овец. Узор на платке был уникальным для каждого региона. Мастерицы плели их вручную. Изделие хорошо защищало от стужи и ветра.
- Шубейка. Данную вещь можно было встретить в гардеробе зажиточных граждан. Шили ее из парчи. В качестве утеплителя использовали ватин. Отличительная черта шубейки – воротник, отороченный мехом. Самые состоятельные славяне могли порадовать себя изделием с меховой подкладкой.
- Валенки. Универсальная обувь, подходящая для мужчин и женщин. Для создания изделия применяли валяную шерсть овечки. Использовали их только в сухую погоду, поскольку обувь не переносила влаги. Ранее валенки могли себе позволить только зажиточные граждане.
Особенности женского костюма
Главные элементы традиционного женского народного костюма: рубаха туникообразного покроя (camicia), большей частью с широкими рукавами, присборенными на плечах и у запястья, нередко с вышивкой; длинная широкая юбка (gonna) в сборку, складку или плиссе, самых разнообразных цветов; так называемый корсаж, известный в Италии под различными названиями – corsetto, corpetto, busto, bustino и др.– длиной до талии, или чуть выше или ниже ее, плотно облегающий фигуру, с плечами или с лямками; корсаж, выкроенный с плечами, может быть как с рукавами, так и без них; часто рукава не пришиты к основе корсажа, а привязываются к нему лентами или тесемками; спереди или сзади корсаж зашнуровывается.
Распашная одежда встречается двух главных видов: это или сшитая в талию, доходящая до бедер giachetta или более короткая (до талии) giubetto. Неотъемлемая часть женского народного костюма – передник (grem-biule). Чаще всего он длинный, закрывающий перед юбки, обычно ярких расцветок.
Во многих областях Италии носили и продолжают носить (даже в тех местностях, где другие части традиционного народного костюма не сохранились) головной платок (fazzoletto), цвет, размер и способ ношения которого различны в разных районах страны. В деревнях Италии как женщины, так и мужчины носят шейные платки.
Кроме платка, итальянские женщины носили головные уборы, различающиеся по областям: белые накрахмаленные чепцы, маленькие кокошники, огромные белые или очень яркие накидки и др.
Костюмы мужчин
Старинная одежда, предназначенная для мужчин, была удобной и максимально практичной. Культуру народа уже тогда невозможно было отделить от земли и природы, как таковой. Это отчетливо отображалось в одеянии крестьян. При его пошиве использовались натуральные материалы. В качестве декора выступали растительные орнаменты.
Русские костюмы, которые носили мужчины, состояли из следующих элементов:
- рубаха;
- штаны (порты);
- пояс.
В качестве головного убора использовался грешевник, для изготовления которого применялась валяная шерсть. Самой популярной обувью выступали лапти. Они были очень удобными и легкими, полноценно защищали ноги, когда мужчины работали на полях. Правда, в зимнее время их носить уже было невозможно. Когда наступали холода, приходилось переобуваться в валенки. В праздничные дни мужчины надевали сапоги, изготовленные из кожи. В повседневной жизни они были неуместны.
Бытовые и семейные традиции
У итальянцев существуют обычаи, которых принято придерживаться в повседневной жизни. Здесь, как и во многих других странах южной Европы, соблюдается сиеста ― послеобеденный отдых, который продолжается с 13 до 16 часов. В это время магазины, кафе и большинство государственных учреждений не работают.
В списке жизненных ценностей у итальянцев первое место занимает семья. В узком смысле семья состоит из отца, матери и детей, в широком смысле она включает всю близкую и дальнюю родню, с которой принято поддерживать тесные связи. Основными семейными традициями итальянцев являются подчеркнутое уважение к старшим и безграничная любовь к детям.
Пожилые члены семьи первыми садятся за стол, к ним всегда обращаются за советом, с их мнением считаются. Детям младшего возраста позволяют любые шалости и никогда не наказывают. Детей берут с собой не только на праздничные церемонии и в магазины, но нередко и на деловые встречи. Когда родители на работе, за малышами обычно присматривают бабушки и дедушки, государственные учреждения для детей дошкольного возраста в Италии не распространены.
Воспитание детей в школьном возрасте в Италии также несколько отличается от общепринятого в Европе. Во-первых, основной акцент делается на роль семьи в жизни каждого ее члена. Видя, как его родители уважают и почитают дедушку и бабушку, ребенок, подрастая, будут относиться так же и к маме и папе. Во-вторых, итальянцы не требуют от своих детей максимальных достижений в учебе или спорте, не учат конкурировать с другими, поэтому в школах нет таких мероприятий, как олимпиады и конкурсы на первенство.
Ритуалы и обычаи, связанные с бракосочетанием и рождением детей
Традиции и обычаи итальянцев в вопросах заключения брака основаны на библейских канонах и старинных национальных обрядах. Итальянской свадьбе предшествует длительный период ухаживания с последующей помолвкой, при которой молодой человек в знак серьезных намерений преподносит избраннице кольцо. Затем претендент на руку и сердце просит руки девушки у ее матери. Финансовые вопросы обсуждаются с главой семейства. Современная молодежь нередко отказывается от церковных венчаний, выбирая гражданскую регистрацию, но ритуал церковного благословения брака тем не менее остается популярным.
При венчании в церкви невесту к алтарю ведет отец, и там передает ее жениху. После церемонии венчания выполняется два знаковых ритуала: жених дарит невесте пшеничный колос, символизирующий плодородие, а невеста вручает свекрови ветку оливы, как пожелание мирного сосуществования. Традиция бросать через плечо свадебный букет зародилась именно в Италии. Считается, что незамужняя девушка, поймавшая букет, первой выйдет замуж. Итальянцы суеверны, и поэтому бракосочетания во время Великого поста и в пятый день недели не устраивают.
К крестинам детей в католической семье готовятся основательно. Родители проходят «курс обучения», на котором Святой отец знакомит их с азами католичества и рассказывает, как будет проходить служба. Крестными в Италии могут быть холостые мужчины и женщины или замужние пары. Во время таинства крещения ребенку дается имя, антропонимические традиции итальянцев позволяют выбирать для ребенка несколько имен.
Похороны в Италии
Национальные религиозные обычаи итальянцев отображаются и на похоронных церемониях. Захоронение в Италии совершается в первые три дня после смерти. Родные и близкие покойного идут в церковь на мессу, а затем на кладбище. Поскольку в стране территорий для кладбищ недостаточно, гроб с телом усопшего зачастую не хоронят в могиле, а размещают в ячейке специальных погребальных стен-шкафов. Ячейку закрывают временной табличкой с фотографией и датами жизни, позже временную табличку заменяют на постоянную, красиво отделанную. Разрешена законом кремация тела покойного, урны с прахом также помещают в ячейки погребальных шкафов.
Стиль и цветовая гамма
Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:
- белый;
- красный;
- синий;
- зелёный;
- лиловый;
- голубой;
- розовый.
Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.
Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.
Национальные костюмы, традиции
Есть прекрасная традиция: использовать национальный костюм не только на какой-либо народный праздник, но и в периоды досуга, например, среди друзей и родственников. Такой яркий, красочный и позитивный момент жизни можно наблюдать в Швеции, Германии, Америке и других странах, что вызывает уважение.
Это зрелище по-своему привлекательное, завораживающее, доброе и красочное.
На формирование любого народного костюма со своим специфическим орнаментом, кроем и другими особенностями немалое влияние оказывали окружающие факторы: климат, уклад жизни, географическое положение и основные занятия нации.
Национальные костюмы Япония
В Японии национальный костюм — это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно — это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.
Сегодня кимоно надевают — как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.
Особенности
Национальные костюмы Италии пользуются популярностью в основном на юге страны. Мужской костюм состоит из коротких штанов до колен, обычно они внизу застегиваются на пуговицы или стягиваются специальными шнурками; белой широкой рубашки с вышивкой на вороте, как правило, это ручная вышивка; жилет без рукавов или короткая куртка чуть ниже уровня талии.
Одним из основных элементов национального женского костюма Италии является длинная и широкая рубашка, похожая на тунику, с широкими рукавами, а также длинная юбка в складку. На рубашках обязательно присутствует вышивка или кружево, как правило, это ручная вышивка кружевных мотивов. На юбке была контрастная яркая кайма. Обязательным так же является яркий, длинный передник, до подола юбки. Позже, юбки также стали украшаться ручной вышивкой.
Итальянская кухня – особенности
Местная кухня славится не только пастой. На территории страны очень популярны блюда их риса, мяса, рыбы
Особое внимание итальянцы придают сыру, гарнирам из овощей. В конце трапезы обычно подается десерт, который запивается традиционным эспрессо
Итальянцев можно считать компанейскими людьми. Им не нравится проводить время в одиночестве. Поэтому в кафе, барах, ресторанах трудно встретить компанию, состоящую даже из 2-х человек. Обычно за столом собирается несколько человек. Чем больше, тем лучше. Ведь это так весело! Да и время в обществе интересных и общительных людей может пролетать незаметно.
Итальянцы любят длительные посиделки, поэтому милая беседа с друзьями за обеденным столом может длиться до 5 часов! Некоторые итальянцы устраивают после сытной трапезы сон-час
Ведь так важно восполнить запас энергии перед ужином и скрыться от палящего солнца. Этим как раз объясняется длительный (3-часовой!) перерыв на обед итальянских магазинов
Этикет в Италии принято соблюдать везде, даже на кухне. Поэтому неудивительно, что для каждого сезона характерны свои деликатесы. В августе идет заготовка томатных соусов, сентябрь – грибной месяц, октябрь – идеальное время для сбора винограда, март – для листьев одуванчика, которым заправляют салаты.
Главным секретом итальянской кухни считается использование свежих и качественных продуктов. Итальянские мужчины – превосходные кулинары. Чтобы стать настоящим гуру кулинарного искусства, требуются долгие годы. Именно поэтому учить готовить и прививать любовь к кухне в Италии начинают с детства.
Несмотря на то, что итальянские вина столь популярны в мире, местные жители предпочитают потреблять виски. Среди молодых людей с каждым годом появляется все больше приверженцев крепкого пива.
Вино – национальный напиток итальянцев. Его принято употреблять во время еды. Причем разные блюда следует «запивать» определенным вином. Считается, что алкоголь помогает «разогреться» перед трапезой и делает блюда более аппетитными. На десерт нередко подается шампанское.
Разъединённое королевство
На самом деле главной особенностью национального костюма Италии является то, что его попросту не существует. Постоянная смена различных племён, завоёвывавших итальянские земли, не дали ему окончательно оформиться.
В разные времена здесь господствовали этруски, финикийцы, греки, франки, готы, и все они вносили свои коррективы в повседневную одежду итальянцев. Не говоря уже о том, что до середины 19 века Италия, как и Германия, была разъединена на множество королевств, республик и земель, что тоже не способствовало выработке единого облика одежды.
Так же как и диалект, национальный костюм Италии в каждой провинции был свой. И по сей день три приграничных области пользуются особым статусом с преобладанием иностранного языка — французского, немецкого и словенского.
Венецианский карнавальный костюм
Один раз в год Венецию наполняет сказочная атмосфера. По улицам в феврале проходит костюмированное веселое и шумное шествие. В нем участвует городское население и гости с других городов.
Своего расцвета карнавал достиг в XVIII веке. На пошив одного костюма уходило 15 метров ткани, поэтому карнавальная одежда итальянцев шилась весь год. Изделия расшивали золотыми нитками с драгоценными камнями. Обязательным атрибутом была маска.
Веселие проходило под выступление жонглеров, дрессированных хищников, привезенных из дальних стран, бои быков. Сегодня фестиваль длится две недели. Задолго до его открытия начинают прибывать гости с европейских стран.
Приезжие гости могут купить в лавке маску, плащ, колпак, шляпу и другие аксессуары карнавального костюма. На улицах города начинаются театрализованные представления, играют оркестры, народ веселится, дует в трубы, бьет в барабаны, поет песни, запускает фейерверки.
Своими действиями шествующие обозначают начало карнавала.
Разновидности
В зимнюю пору года марийский национальный костюм дополнялся утепленным кафтаном, который носили и мужчины, и женщины, либо же овчинной шубой. Обувь была представлена теплыми валенками или сапогами. Марийские национальные костюмы, фото которых можно увидеть в интернете, подразделяются на несколько категорий:
- будничные наряды;
- свадебные;
- обрядовые;
- праздничные.
Основным элементом праздничного и повседневного костюма восточной мордвы была туника. Она представляла собой удлиненное цельнокроеное полотно из конопли или льна, которое складывали вдвое, делая разрез для горловины, затем часть ткани загибали вдоль и прошивали, создавая рукава.
Детская одежда напоминала уменьшенную копию нарядов для взрослых. Рубахи для мальчиков и девочек были украшены узорами и орнаментами, несущими защитные функции. Считалось, что они оберегают ребенка от негативного влияния окружающих, злых сил и соблазнов.
Женские
Традиционный женский костюм отличался яркими, красочными расцветками, необычными вышивками, обилием декоративных элементов. Основные элементы женского наряда и их особенности:
- удлиненная туника – основная часть одежды, щедро украшенная вышивкой в области воротника, рукавов и подола, в некоторых случаях орнамент мог украшать и спину изделия;
- женские рубахи декорировались бусинами, бисером, красивыми пуговицами, яркими лентами разных цветов, которые демонстрировали умения марийской девушки в рукоделии;
- как и представители сильной половины марийского народа, под одежду женщины обязательно надевали штаны. Жительницы восточных регионов предпочитали свободные модели, обитательницы горной и луговой местности выбирали более приталенные изделия.
Для холодной, ветреной погоды девушки марийского народа предпочитали кафтаны, которые подразделялись на летние и зимние. Летние изделия были укороченными и достигали талии или линии бедер, зимние модели были более просторными и удлиненными, они служили для согревания носительницы.
В качестве декоративных элементов в женском национальном костюме выступал нагрудник, пояс, расшитый передник.
К поясу крепились железные кольца или монеты, разноцветные ленты, полотенца. Эти части костюма украшались бисером, бусинками, монетками, яркими лентами, красивыми, пестрыми платочками. Также часто использовался перламутр из раковин, который могли себе позволить только состоятельные люди.
Праздничные наряды мариек были украшены роскошными орнаментами, тесьмой, разноцветными лентами и небольшими, расшитыми платочками.
Обувь женщин марийского народа мало чем отличалась от мужской и была представлена летними лаптями, а также зимними сапогами или валенками.
Мужские
Мужские костюмы жителей марийской республики состояли из нескольких обязательных элементов, к которым относятся:
- рубаха или удлиненная туника, которую называли тувыр;
- кафтан;
- холщовые штаны;
- лапти или другая обувь;
- головной убор.
Предки марийцев отдавали свое предпочтение удлиненным рубашкам, длина которых могла быть ниже колен. Несколько столетий спустя среди мужчин приобрели популярность более укороченные изделия, едва достигающие середины линии бедра. Горловина вышивалась специальным художественным узором, оберегающим человека от злых сил, зависти и сглаза.
В зависимости от региона проживания среди мужчин были популярными различные модели штанов. Горные и луговые жители предпочитали приталенный покрой, восточные марийцы выбирали более широкие и просторные фасоны штанов.
В зимний холод жители марийской республики дополняли свой наряд кафтаном традиционного черного или белого цвета, изготовленного из сукна или холста.
Мужская одежда
Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.
Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.
Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.
https://youtube.com/watch?v=wX7hRZIl5V4
Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:
- опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
- терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
- сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
- вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
- кожух — тёплый зимний кафтан;
- корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
- бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
- епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
- шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.
Вопрос №10
Писатель Владимир Санги, основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка, родился на этом острове в 1935 году. В своих произведениях: «Легенды Ых-мифа», «Женитьба Кевонгов», «Человек Ых-мифа» — он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова, крупнейшего в России, который нивхи называют Ых-миф. А как этот остров называют на международных картах?
- а. Сахалин
- б. Медный
- в. Шикотан
- г. Земля Санникова
Правильный ответ: а
В самом вопросе большая подсказка: именно Сахалин – крупнейший остров в России. «Земля Санникова» — «остров-призрак» в Северном Ледовитом океане, который якобы видели некоторые исследователи в XIX веке (Яков Санников) севернее Новосибирских островов.
Вопрос №11
Какой из народов, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, освоил самые северные территории России?
- а. Нганасаны
- б. Шапсуги
- в. Абазины
- г. Ижорцы
Правильный ответ: а
Вопрос №12
Нганасаны освоили самые северные территории России. Нганасаны кочевали до южных предгорий Бырранга, которые расположены севернее, чем полуостров Ямал (ненцы) или северные районы Якутии (якуты). Большинство абазин компактно проживают в Карачаево-Черкесии, а большинство шапсугов – на Причерноморском побережье Краснодарского края. Ижора или ижорцы – прибалтийско-финский народ в Ленинградской области. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255.
Это блюдо появилось в 20 веке на Сахалине как симбиоз местной корейской и русской кухни. Из корейской традиционной кулинарии взяты начинка из острой квашеной капусты с мясом и специями и способ приготовления на пару, а из русской – добавление дрожжей в рисовое тесто. Сегодня оно популярно в городах Дальнего Востока и Сибири, начали его готовить и в городах Европейской России. Как оно называется?
- а. Пянсе
- б. Юкола
- в. Тала
- г. Чак-чак
Правильный ответ: а
Чак-чак настолько известен, что вряд ли у кого-то из взрослых россиян появится мысль о том, что это пирожок из рисовой муки. Юколу и талу делают из рыбы. Юкола – сушёно-вяленое мясо рыб, которая удобна для длительного хранения и транспортировки, а также приёма в пищу без дополнительной обработки, с возможностью есть на ходу во время длительных переходов. Тала — традиционное блюдо народов Дальнего Востока России, которое традиционно делается из сырой рыбы осетровых пород, сазана, щуки и некоторых других.