Традиционная узбекская одежда

Старые правила

Негласные правила дресс-кода ввели еще во времена правления первого президента Сапармурата Ниязова: женщины должны были носить традиционную одежду и отказаться от макияжа, а мужчин обязали сбривать бороду и стричь длинные волосы. С 2003 года под запрет попали и золотые зубы. Ниязов в этой связи продекларировал: «Я горжусь, что у меня все зубы белые. В Туркменистане мода на золотые коронки существовала, когда мы жили плохо. Настало время отказаться от пережитков прошлого». Так и произошло: всех студентов вузов Туркменистана отправили в стоматологические клиники, где им сняли золотые коронки.

В декабре 2006 года Ниязов умер. На смену ему пришел Гурбангулы Бердымухамедов — стоматолог по специальности, который изначально говорил, что не пойдет по стопам предыдущего президента, но это оказалось лишь частью пиар-кампании.

В результате в 2010 году правила ношения одежды даже ужесточились: власти потребовали, чтобы сотрудницы всех институтов республиканской Академии наук носили национальные костюмы, это же правило распространялось на преподавательниц школ, госслужащих и ведущих телеканалов. С 2013 года студенток обязали надевать на праздничные мероприятия красное платье и платок, а разведенных и замужних женщин собирать волосы.

«Абсурд заставлять женщин надевать национальную одежду ежедневно на работу и мероприятия. Причем это негигиенично. В жаркое время года заставляют надевать велюровые, панбархатные одежды, которые не пропускают воздух, не дают дышать телу. Во-вторых, одежда сваливается в комочки, вид некрасивый. То есть это своего рода потемкинская деревня в дресс-коде. Здесь совершенно не думают о человеке. А думают просто о картинке», — говорила 11 лет назад глава Туркменского Хельсинкского комитета Таджигуль Бегмедова.

К 2018 году требование на ношение длинного платья, закрывающего и не облегающего руки и ноги, распространилось на всех жительниц Ашхабада. Полицейские останавливали туркменистанок с окрашенными волосами, бровями и ногтями и штрафовали за «нарушение общественного порядка». Если домохозяйки могли отделаться предупреждением, то сотрудницам госорганов грозил штраф и увольнение.

В это же время таможня Туркменистана перестала пропускать через границу светлые краски для волос и средства для мелирования и обесцвечивания. Запрет на ввоз коснулся и материалов для наращивания ресниц и ногтей, а с прилавков магазинов потребовали убрать запрещенную продукцию.

Учительниц некоторых вузов обязали помимо национального платья «старинного прямого кроя» носить под ним национальные туркменские штаны — балаки. «Хроника Туркменистана» писала, что в Дашогузской области прошли проверки на наличие штанов у преподавательниц. Требования к мужчинам ограничивалось темными штанами и белой рубашкой с галстуком.

В последующие годы под негласный запрет попали женские купальники бикини и шорты — на рынках Туркменистана их перестали продавать. В 2018 году на пляжах Авазы женщин начали штрафовать за отдых в купальниках или открытой обтягивающей одежде, принуждая переодеться в длинные платья или буркини.

В чем причина того, что арабам нравятся полные женщины

Все дело в том, что европейские и азиатские стандарты красоты сильно разнятся. Например, европейцы предпочитают чересчур худых девушек, а на их фоне любая в меру упитанная женщина будет смотреться толстой. Особенность восприятия женщины восточным мужчиной является таковой, что женщина в первую очередь предназначена для деторождения.

Интересно! Вся изнанка роскошной жизни жен арабских шейхов

Поэтому нельзя сказать, что арабы выбирают именно полных женщин. Точнее будет выразиться, что они выбирают именно фигуристых девушек. Идеал девушки у арабов сформировывается из следующих особенностей:

  • у женщины должна быть тонкая талия, но во всем должна быть мера, в противном случае мужчиной это будет рассматриваться как признак нездоровья;
  • девушка должна обладать широкими бедрами;
  • если бюст будет пышный, то араб будет полностью доволен кандидатурой на пост его будущей жены, хотя как раз на размер груди восточные мужчины обращают не так много внимания.

Весьма любопытно, что даже средневековые шейхи, которые выбирали в свои гаремы молодых девушек, не так много внимания уделяли размеру их бюста. Основными критериями выбора были скромность и умение вести беседу, поскольку шейху всегда было интересно поговорить с девушкой, когда он приглашал ее в свои покои.

Еще бытует мнение, что восточные мужчины любят периодически заводить легкие интрижки на стороне с полноватыми женщинами. Зачастую такие романы случаются на юге, когда араб приезжает куда-нибудь отдохнуть. В конечном счете этому есть вполне логичное объяснение. Восточные мужчины, как и мужчины других национальностей, берут то, что легче добыть. Уже давно наблюдается такая тенденция, что полные девушки раскрепощены и более открыты новым знакомствам, чем их худые соперницы.

А для курортного романа, который потом так же легко забудется и отойдет на второй план, как и закрутится, такой расклад более чем удачен. Поэтому арабы делают то, что на их месте сделал бы и европейский мужчина.

Интересно! Опасное озеро Лаахер-Зе — под Европой может рвануть

Особенности узбекского национального костюма

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.

Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.

Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.

При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.

Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.

Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.

А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.

Это интересно: Татарский национальный костюм (88 фото) — женские модели и для девочки, костюм крымских татар, описание, свадебные, современные, стилизованные

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность

Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Чапан узбекский

Чапан называют кладом, а не халатом. Чапан – это символ народа. Он обязательно входит в комплект одежды. В прошлом чапан присутствовал только в мужском гардеробе. Со временем его стали носить и женщины. Чапан представляет собой обыкновенную стеганую одежду, просторного покроя. На узбекской модели нет воротника и пуговиц. Он покроен так, что верхняя пола заходит на нижнюю, создавая защиту от холода и ветра. По боковым сторонам подола сделаны разрезы. Они не сковывают движение человека при ходьбе, и когда он присаживается на пол. Чапаны бывают тёплые и лёгкие для защиты от жаркого солнца. По краям обшивались тесьмой. Эту одежду носят в будничные дни, но есть праздничные варианты.

В старину, чапаны для знатных людей расшивали золотыми узорами так, что они были уникальными произведениями народного творчества. Расшитые серебряными и золотыми нитями чапаны, и современные люди надевают на торжественные мероприятия. Их также приносят в дар почётным гостям.

Женская одежда

Одежда женщин отличалась разнообразными фасонами, широким спектром цветовой гаммы. Цветовые оттенки подчёркивали неповторимый узбекский вкус, а также отражали её социальное положение. Богатые и состоятельные дамы носили одежду, сделанную в голубоватых и фиолетовых тонах, а жёны бедняков – в зелёных. Женский костюм состоял из следующих компонентов: платье, шаровары, платок, чалма, халат и украшения. Восточные женщины всегда носили платье вместе с шароварами. Штаны были широкими, но ушитыми в нижней части. Одежда украшалась бисером, тесьмой или вышивкой.

Для девочек и женщин одежда была предельно закрытой. Поэтому женский наряд неограниченно дополнялся аксессуарами. Это были бусы, браслеты, серьги, кольца, изготовленные из серебра и золота.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди всех остальных. Для мужчин это черный сюртук и накидка, которая имела кисточки по краям – они всегда должны быть поверх брюк. Для женщин гардероб состоял из платья с передником. Вместо платья также использовали юбку с блузкой.
  4. Иранцы. Женщины носили одежду с V-образными вырезами, их костюм отличался многослойностью. Мужчины предпочитали штаны, рубашку, кафтан. Ранее они носили меховые и кожаные штаны, а рукава кафтана были широкими, имели лучеобразные складки.
  5. ОАЭ. Костюмы в Арабских эмиратах были максимально закрытыми. Мужчины носили длинные хлопковые белые рубашки, а для праздника одежда шилась из дорогого шелка. Дамы надевали рубашки из тонкого полотна поверх шаровар. Женскую фигуру на улице скрывали с головы до пят черным покрывалом, оставляя открытыми только глаза.
  6. Грузины. Отличались строгостью мужского наряда, который состоял из штанов или шаровар, рубахи, кафтана и черкески. Зимой носили шубы. Женщины надевали приталенное платье в пол с лифом, украшенным тесьмой, бисером, лентами. Обязательным атрибутом был пояс из бархата или шелка. В холодное время года костюм дополнялся тулупом.
  7. Азербайджанцы. Мужчины предпочитали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время года – шубу из овчины, а на голову папаху. Женский костюм — рубаха, расширенная книзу, короткий кафтан, пышная юбка.

Каждая нация, несмотря на современный стиль, старается сохранить свой народный костюм, поскольку это история и символика. Не только на праздниках и фестивалях, но в повседневной жизни можно встретить человека в традиционном облачении. Это своего рода визитная карточка, а также дань уважения.


Азербайджанцы


Армяне


Израильтяне


Иранцы


Турки

Цветовая гамма и материалы

Известно, что в каждом регионе Узбекистана свои цветовые предпочтения относительно одежды. Но общее для всех граждан одно – узбеки «не уважают» темные оттенки в одеянии, поскольку есть такое поверье, что темный костюм способен принести в дом беду. По цветовым решениям наряда женщины люди могли судить о положении в обществе ее мужа. Состоятельные мужчины приобретали для своих жен одежды фиолетового или голубого цвета, а жены ремесленников одевались в узбекские платья зеленых тонов.

Национальные костюмы отличаются тем, что их шьют из дорогих тканей: вельвета, бархата, шелка, атласа и пр. Эти материалы всегда считались благородными, и они были особо любимы богатыми представителями страны. В основе одежды заложены прямые вырезки ткани, которые в наиболее «глухих» поселках даже не вырезали ножницами, а отрывали по прямой нити.

Национальные костюмы Япония

В Японии национальный костюм — это кимоно, халат с широкими рукавами. Он изготавливается из шелковой ткани и всегда только на подкладке. Японка в красочном кимоно — это самое очарование. В любом возрасте кимоно проявляет внутреннею красоту и изящество его обладательницы.

Сегодня кимоно надевают — как мужчины, так и женщины – по случаю важных событий. Кимоно сохранило свою весомость, и потому в него наряжаются для участия в особенных событиях, как, чайная церемония, свадьба или похороны. Каждому из этих событий соответствует наряд определенного цвета и стиля, в зависимости от сезона, возраста, семейного положения и социального статуса человека.

Женский костюм

Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху-платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.

Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.

Женщина в розовом шелковом платье; мужчина в нарядном костюме с белым башлыком и в барашковой шапке

Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески-лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.

У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.

Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.

Мужчина в бурке и каракулевой папахе; женщина в платье с нарукавниками-подвесками

Иногда люди осуждают ее за искажение образа восточной женщины

В этом нет ничего странного, потому что почти каждая женщина в Катаре ходит в никабе или в абайе. У самой Мозы на голове всего лишь один тюрбан, а на теле платье от лучшего мирового дизайнера. Ее любимыми кутюрье являются Ralph & Russo, Chanel, Jean Paul Gaultier, Valentino. Сегодня великие дизайнеры ориентируются на Восток, поэтому у них много нарядов для восточных женщин

Изделия молодых дизайнеров тоже могут привлечь внимание шейхи. Например, на одной встрече она надела классическое черное платье от французского бренда Martin Grant

Моза является не только иконой стиля, но и самой уважаемой представительницей прекрасного пола в Катаре, активным общественным деятелем. Она владеет модным домом Валентино, акциями Тиффани и Ко. Жена эмира обладает сильным и непростым характером, поэтому муж ей разрешил заниматься общественной деятельностью, государственными делами и выходить на публику без покрытия. Эта роскошная женщина стала первой восточной модницей, появившейся без чадры в обществе мужчин.

58-летняя восточная красавица воспитывает семерых детей и проходит стажировку в университетах Америки. Но от этого она не потеряла своей женской красоты, молодости и обаяния. Моза стремится сделать Катар прогрессивным государством. Особенно ее волнуют права женщин и детей. После того как власть пришла к ее мужу, катарские женщины перестали терпеть унижения и трудности. У них появилась возможность голосования, вождения автомобиля. Стало меньше требований к их одежде. Моза стала кумиром своих соотечественниц.

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.


Понева — женская шерстяная юбка

Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в. — сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.


Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.

Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.


«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек

Мужской таджикский костюм

В национальный костюм мужчин входит рубашка из хлопка, халат, пояс и шаровары. Также, как о богатстве женщины можно узнать из её платья, так и о состоянии мужчины можно узнать по его поясу.

Состоятельные мужчины носят широкие, бархатные пояса с золотыми узорами, а мужчины победнее – обычные или же сложенные вдвое из платка. Помимо роли украшения, пояс также играет и роль кармана, т.к в шароварах подобная функция отсутствует.

Поверх, вне зависимости от погоды, надевается стеганый халат. Его удобно носить летом – он удерживает прохладу в теле. Зимой его заменяют на ватный – он отлично сохраняет тепло.

Цвета и узоры халатов зависят не только от финансового состояния владельца. Они так же указывают на принадлежность мужчины к какой-либо местности.

Например, мужчин горных поселений отличают однотонные халаты из неокрашенной шерсти. Их единственное украшение – вышивка на вороте.

Несмотря на все изменения – так в современности халаты делают из бархата – он все ещё остается главнейшем элементом национального таджикского костюма мужчин. Мужчины до сих пор ходят на важные мероприятия – свадьбы или похороны – в традиционных халатах.

Также для мужчин обязательно носить тюбетейки, а в холодные дни менять ее на шапку или платок из шерсти.

Обувь

Самым распространённым видом узбекской обуви были сапоги. Они изготавливались из кожи, которая выделывалась по специальным технологиям. Это позволяло носить сапоги в любое время года. В них было тепло зимой и не жарко в летнее время. В сапоги обувались все, начиная от маленьких детей и кончая стариками. Сапоги имели особый покрой. В середине подошвы был сделан небольшой скос. Он делался для того, чтобы при верховой езде, мужчинам удобно было удерживаться в седле. Те узбеки, что были богатыми, имели в гардеробе по две пары сапог. Одни были для повседневного ношения, а вторые были праздничными.

Для женщин использовались модели из нежной кожи, сделанные по особому фасону, без каблука и задника. Они имели гибкую подошву и назывались ичиги. Кроме сапог, женщины носили полузакрытые туфли с небольшим каблучком и узкими носами. Такие туфельки шили из замши и кожи. Если на улице было прохладно, то их обували поверх ичигов.

Обувь тоже подразделялась, как и все компоненты одежды, была повседневная и нарядная. Праздничные варианты были расписаны разноцветными узорами и вышивками.

Узбекистанцы сегодня очень любят галоши и резиновые тапочки. Сейчас их тоже научились украшать стразами, камнями и бисером.

Русский колорит мировой моды

Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Он вдохновляет именитых дизайнеров создавать роскошные шедевры высокой моды, возрождать элементы национального русского костюма. 

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

  • Пьер Карден;

  • Карл Лагерфельд (он одел моделей в традиционные кокошники, наподобие тех, что можно встретить в разделе «Кокошники»;
  • Джон Гальяно (для Диор; он создал коллекцию «Русский балет», где представил кимоно, выполненное в традиционно русском стиле») и т. д..

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

Белые машины в мраморно белом Ашхабаде

Столица Туркменистана город Ашхабад построена полностью из белого мрамора и считается самым беломраморным городом в мире. И больше всему этому рад Бердымухамедов, чей любимый цвет — белый. Разумеется, наряду с государственным — зеленым. Президент предпочитает светлые тона во всем, даже традиционные туркменские темно-красные ковры начали изготавливать в белом цвете, но больше всего вкусы главы государства коснулись автомобилистов.

Слухи о разрешении только на белые машины появились еще в 2017 году, тогда же в страну запретили ввозить машины старше двух лет. Спустя год полицейские перестали останавливать и штрафовать владельцев черных машин, но еще спустя год штрафы и ограничения возобновились.

В 2021 году в Туркменистане распорядились перекрасить в белый цвет даже черные детали всех автомобилей. О причинах запрета на черные детали ни в каких документах не говорилось, но теперь водителю черной машины или белой машины с черными дисками грозит штрафстоянка до тех пор, пока автомобиль и все его запчасти не станут белыми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная обувь
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: